СЕКЕЙ (Szekely) Имре (8 V 1823, Матьфальва, ныне ЧССР - 8 V 1887, Будапешт) - венг. пианист и композитор. Учился в муз. школе Меркля в Будапеште, выступал публично с 13-летнего возраста. С 1847 жил в Париже, затем в Лондоне, концертировал (в т. ч. со скрипачом Э. Ременьи). С 1852 работал в Будапеште, с 1879 до конца жизни преподавал игру на фп. в Нац. муз. уч-ще. Наиболее значительны произв. для фп. - «Венгерские идиллии» («Magyar idillak», ок. 1850), «Венгерские фантазии» («Magyar бbrandok», ок. 1860), 15 инвенций (1881), Венг. прелюдии и фуги (изданы посмертно, 1903). Среди др. соч. - симфонии, камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. струн. квартет. СЕКЕЙ (Szekely) Михай (8 V 1901, Ясберень - 22 II 1963, Будапешт) - венгерский певец (бас). Нар. арт. ВНР (1950). Брал уроки пения у Г. Ласло. С 1924 солист оперного театра в Будапеште. Много гастролировал в странах Европы, в т. ч. в СССР (1951) и США (пел в «Метрополитен-опера» в 1946-50). Один из лучших исполнителей партии герцога Синяя Борода в опере «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Дважды лауреат пр. Кошута. С. обладал голосом исключит. подвижности, сочности, густоты звука; особенно значительно его исп. партий в моцартовском репертуаре, в котором наиболее ярко обнаруживались его актёрское дарование, а также уникальная для баса виртуозная вок. техника. Партии: Лепорелло; Осмин, Зарастро («Похищение из Сераля», «Волшебная флейта» Моцарта), Погнер, Герман («Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тангейзер» Вагнера), Филипп II; Тиборц («Банк бан» Эркеля), Борис Годунов, Досифей, Кончак. СЕКЕЙ (Szekely) Эндре (р. 6 IV 1903, Будапешт) - венгерский композитор, хор. дирижёр, муз.-обществ. деятель. В 1937 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште по классу композиции у А. Шиклоша. Руководил рабочими хорами. Один из основателей Свободного профсоюза венг. музыкантов и Союза им. Б. Бартока (1945), редактор журн. «Йneklц munkas» и «Йneklц nep», посв. развитию нар. хор. искусства. С 1950 гл. дирижёр хора Венг. радио, с 1960 профессор Педагогич. института в Будапеште. В ранних соч. С. заметно влияние творчества З. Кодая. После 1945 писал преим. массовые песни, произв. для рабочих хоров, в которых стремился к общедоступности муз. языка. С 60-х гг. применяет додекафонную технику. Пр. Эркеля (1954). Соч.: опера - Водяная роза (Vizirozsa, 1958, Будапешт); оперетта - Золотая звезда (Aranycsillag, 1951, Будапешт); оратории - Дьёрдь Дожа (1959) и Нения (1969); кантаты - Петёфи (1953), Свергни капитал (Döntsd a töket, 1955); для орк. - симфония (1957), сюиты (1947, 1961); концерты (с орк.) - для фп. (1958), скр. и фп. (1961), для 8 инструментов (1964), для трубы (1971); камерно-инстр. ансамбли - Каприччио для флейты и фп. (1961), струн. квартеты (1953, 1958, 1962, 1972), дух. квинтеты (1952, 1961, 1966), пьеса Ночная музыка (Musica notturna, для 11 инструментов, 1968); для голоса и камерно-инстр. ансамбля - Магамат (1970), кантата (1972); хоры a cappella; массовые песни. П. Ф. Вейс. |