СЕЛЬМЕР (Selmer) Йохан Петер (20 I 1844, Кристиания, ныне Осло - 21 VII 1910, Венеция) - норвежский композитор. Учился у дир. и комп. Й. Г. Конради в Кристиании (Осло), в 1869-71 - в Парижской консерватории у А. Тома и А. Шове (композиция). В формировании мировоззрения и творчества С. сыграли роль события франко-прус. войны и Парижской коммуны 1871 (первое крупное симф. соч. С. «Грозный год» посв. трагедии войны; он принимал участие в ряде культурных мероприятий Коммуны). Продолжал образование в Лейпцигской консерватории, занимался у Э. Рихтера, С. Ядассона, О. Пауля (1871-73 и 1877-78); изучал муз. драматургию Р. Вагнера. В 1883-86 гл. дирижёр и руководитель Муз. общества (ныне Филармонич. общество); в 1884 основал фонд помощи оркестрантам в Кристиании (ныне Орк. союз в Осло). На творч. развитие С. оказали влияние соч. Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера; С. был поборником идеи программности в музыке (симф. поэма «Прометей» и др.). Лучшие соч. навеяны романтич. образами произв. В. Гюго, П. Б. Шелли, а также совр. художников (его симф. поэма «Прометей» написана под впечатлением от картин М. Клингера). Орк. стиль С. отличается живописной изобразительностью, сочностью, яркостью колорита. Демократ по убеждениям, он придавал важное значение массовым хор. песням, в которых использовал нац. муз. фольклор; ему принадлежат хор. обработки песен разных народов («6 Intemazionale Volkslieder»). Соч для солистов, хора и орк. - Турки идут на Афины (Tyrkerne ger mod Athen, сл. В. Гюго, 1876), Приветствие Нидаросу (Hilsen til Nidaros, сл. Й. Паульсена, 1883), Самоубийца и пилигримы (Selvmorderen og Pilegrimerne, сл. Ш. Нодье, 1888), кантата для хора с орк. - Душа Севера (Nordens Aand, сл. К Плоу, 1872), для орк. - симф. поэма Прометей (1898), пьесы В горах (Mellem Fjeldene, 1892), Грозный год, траурная сцена (L'annee terrible, scene funebre, по Гюго, 1871), Аластор (по Шелли, 1873), Норвежское праздничное шествие (Nordisk Festtog, 1876), Карнавал во Фландрии (Кarneval i Flandern, 1890), хоры (a cappella) - Патриотич песни (Faedrelands sange) и др (для муж голосов), циклы сканд. нар. песен (для жен голосов), вок квартеты и др.; для голоса с орк. - Пленница (La captive, сл. Гюго, 1872), Песня Фортунио (сл. А. Мюссе, 1871), 3 стихотворения Шелли, для голоса с фп. - ок 100 песен, в т. ч. насл. Б. Бьёрнсона, P. Петрарки. |