СИЦИЛИАНА (итал. siciliana, франц. sicilienne, букв. - сицилийская). 1) Вок. или инстр. пьеса, происходящая, по-видимому, от сицилийского нар. танца или танц. песни. Для неё характерно спокойное, плавное движение, обычно в умеренном темпе, в размере 6/8 или 12/8. С. ритмически близка пасторали (а также жиге, форлане): для обеих типичен пунктирный ритм, однако С. отличается менее подвижным темпом. Характерными чертами С. являются минорный лад, певучесть, почти полное отсутствие staccato, трёхчастное строение da capo (встречаются также пьесы в старинной двухчастной и др. формах). Первые упоминания о вок. С. относятся к 14 в., однако ранние образцы, равно как и описание танца, не сохранились. Начиная с 16 в. появляются арии-С. (напр., в издании Петруччи, 1505), не наделённые ещё индивидуальными признаками жанра, которые определились только в кон. 17 в. Образцы таких С. содержатся во мн. ораториях, кантатах и операх 17-18 вв. (А. Скарлатти, кантата для сопрано, в кн.: А. Шеринг, История музыки в примерах, No 260; Г. ф. Гендель, оратория «Самсон», ария «Your charms to ruin led» No 39 и др.): Г. Ф. Гендель. Оратория «Самсон», ария Самсона (No 39). С. фигурирует в качестве медленной части в инстр. сюитах, сонатах и концертах А. Корелли, Дж. Б. Мартини, В. Ф. Баха, Г. Ф. Генделя (напр., Concerto grosso c-moll op. 6 No 8 Генделя) и др., а также как самостоят. пьеса (напр., С. для клавесина Д. Скарлатти). Муз. фактура С. бывает 2 типов - простая, гомофонная, иногда с повторяющимися аккордами в сопровождении (напр., в сицилиане Ванеллы из комедии Дж. Перголезн «Влюблённый брат») и более сложная, полифонизированная, с развитыми голосами. Высокие образцы С. (вок. и инстр.) принадлежат И. С. Баху (напр., 2-я часть концерта E-dur для клавесина и струнных, 3-я часть сонаты No 1 g-moll для скрипки solo или 2-я часть сонаты D-dur для виолы да гамба и клавесина, BWV 1028; см. далее). Бах часто употребляет типичный для С. ритмич. рисунок (напр., в знаменитой арии альта «Erbarme dich» No 48 из «Страстей по Матфею»). Уникальный случай представляет No 4 из кантаты «Das neugeborne Кindelein» (BWV 122), где ритмич. обороты С. постоянно присутствуют в сопровождении хорала. И. С. Бах. Соната для скрипки соло. BWV 1001. Siciliano. В результате создаётся своеобразная «С. на хорал». Ритм С. многообразно воспроизводится В. А. Моцартом (фп. сонаты: A-dur, К.-V. 331, I часть; F-dur, К.-V. 280, II часть; рондо a-moll, К.-V. 511; фп. концерт A-dur, К.-V. 488, II часть, и др.). В 19 в. С. была распространена гораздо менее (напр., С. для фп. Дж. Россини, быстрая С. в финале 1-го д. «Роберта-Дьявола» Дж. Мейербера, С. из «Альбома для юношества» Р. Шумана, С. для виолончели и фп. ор. 78 Г. Форе и др.); она встречается в классич. гитарном репертуаре среди соч. Ф. Карулли, М. Каркасси и др. Жанр С. нередко служит основой для романсов и песен (напр., Ф. Шуберт, «Гондольер» и «Дева с чужбины»); широко использовался в «российских песнях» 18 в. (Г. Н. Теплов, О. А. Козловский, А. М. Дубянский). К С. обращаются также для создания локального колорита, напр. Ж. Визе в звуковой картине «Carillon» (средняя часть) в 1-й сюите из «Арлезианки» или П. И. Чайковский в III части симфонии «Манфред» и «Итальянском каприччио». Нек-рые русский композиторы имитируют С., воссоздавая романтич. образы прошлого (напр., М. П. Мусоргский в «Старом замке» из «Картинок с выставки», А. К. Глазунов в эпизоде из финала скрипич. концерта, цифра 43). В муз. искусстве 20 в. обращение к С. - одно из средств придания нац. определённости произв. неоклассицистского направления (напр., во 2-й части концерта для двух скрипок, альта и виолончели Казеллы или в XI вариации из 2-й части его же партиты для фп. с оркестром, цифра 25). Образец неоклассицистской трактовки С. содержится в балете Стравинского «Пульчинелла» (No 2, «Серенада»), где композитор использует отрывок из оперы Дж. Перголези «Фламиний». Иногда С. становится объектом стилизации, в частности в фп. сюитах (X. Елинек, сюита in E, А. Руссель, сюита op. 14). В совр. музыке можно встретить также отдельные ритмич. обороты, напоминающие С., напр. в колыбельной Мари из 1-го д. оперы «Воццек» Берга, в пасторальной интерлюдии перед фугой in F из «Ludus tonalis» Хиндемита, в 22-й симфонии Мясковского (II часть, вступление), в 3-й и 6-й прелюдиях из 1-й тетради «Прелюдий и фуг» Щедрина. 2) Восьмистишная строфа на 2 рифмы с перекрёстным их расположением - abababab. Произошла от итал. нар. песен; распространения не получила, уступив место октаве (abababcc). |