СИДНЕЙ, Сидни (Sydney), - один из культурных центров Австралии. Ок. 3 млн. жит. В кон. 18 - нач. 19 вв. муз. жизнь в С., как и австралийская музыка в целом и др. виды австрал. искусства, носила любительский характер; силами любителей (гл. обр. брит. переселенцев) ставились драм. спектакли с музыкой. В нач. 20 в. возникли хор. общества и инстр. ансамбли при школах искусств (существовали до 1930-х гг.). Было распространено домашнее музицирование, проф. музыканты выступали редко. Муз. культура гор. типа начала развиваться в С. в 1830-х гг.; состоялись первые концерты инстр. и хор. музыки, в 1833 основано Сиднейское, в 1834 - Австралийское филармонические общества. В 1834 в зале «Ройял» был поставлен первый оперный спектакль. Большую роль в развитии муз. культуры С. (и Австралии в целом) сыграли англ. музыкант Дж. Ф. Дин и ирл. органист, скрипач и комп. У. В. Уоллес (жил в Австралии недолго); в 1836 они открыли в С. первую в Австралии муз. школу. Уоллес был также одним из организаторов первого в стране муз. фестиваля (1838). В 1847 в С. пост. первая австрал. опера «Дон Джон Австрийский» А. Натана. В 1852 осн. оперная компания во главе с дир. Л. X. Лавеню, ставившая оперы (гл. обр. итальянские) и приглашавшая заруб. гастролёров. В 1885 в С. дебютировала певица Н. Мелба, позднее завоевавшая мировую известность. Начиная с 1860-х гг. в С. регулярно гастролировали оперные, опереточные и балетные труппы, а также солисты-инструменталисты и певцы. Среди местных певцов выдвигаются А. Я. Прингл, Э. Рассел, А. Янсен, Ч. Тилберн, Р. Бакмен. В нач. 20 в. более оживлённой стала муз. жизнь в связи с открытием Гос. консерватории Нового Юж. Уэльса (1914). Здесь работали комп. Ф. Хатчинс, А. Хилл (1916-37, новозеландец по происхождению), А. Бенджамин (1919-21); с 1934 консерваторию возглавлял Э. Л. Бейнтон, в 1947-56 - Ю. Гуссенс. Среди преподавателей - комп. Р. Хансон, А. Барнард, Н. Никсон, пианист Л. Джофри Смит, органист Ю. Дж. Робинсон и др.; в числе выпускников консерватории - комп. Дж. Г. Антилл, Л. Сицки, Н. Баттерли, Д. Р. Хольер, Р. Мил, М. Уильямсон. В университете Нового Юж. Уэльса в нач. 60-х гг. был организован муз. ф-т (здесь преподаёт известный австрал. комп. П. Скалторп); при ф-те существует отделение Междунар. общества совр. музыки (президент Д. Пирт), а также Австрал. общество музыки для клавишных инструментов. При университете создана также оперная труппа (рук. Р. Коувелл). Радио Австралии уделяет много места муз. программам; важное значение имеет Австрал. радиовещательная корпорация, особенно ABC (Australian Broadcasting Commission, пред. Ч. Моузес, генерал-музик-директор Т. С. Дакментон); по заказам радио были созданы мн. театр., симф. и камерно-инстр. произведения австралийский композиторов. В 30-е гг. симф. концерты в С. стали проводиться регулярно. В 1935 композитором и поэтом Л. Лаватером была организована Гильдия австрал. композиторов (с 1947 президент А. Хилл). После 2-й мировой войны 1939-45 муз. жизнь С. стала интенсивно развиваться. Важная роль принадлежала Сиднейскому симф. оркестру (в 1946-56 рук. Ю. Гуссенс, в 1956-61 - Н. А. Малько, ныне - В. ван Оттерло). Сиднейский симф. и Нац. уч. оркестры (рук. Р. Миллер) находятся в ведении Австрал. радиовещательной корпорации. В 1951 осн. Нац. оперная компания Нового Юж. Уэльса (в 1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией и вошла в 1954 в «Австрал. Елизаветинский театр. трест; генерал-музик-дирек-тор Дж. Джонстон Смит). В 1956 осн. «Австралийская опера» (рук. Дж. Уинтер) - нац. труппа, финансируемая федеральным правительством. При Елизаветинском тресте существует симф. оркестр (рук. К. Рейд). В 1973 в С. на полуострове Беннелонг открылась Сиднейская опера (т-р, получивший известность в связи с оригинальностью архитектурного решения - в виде парусного судна; проект дат. арх. Ё. Утзона; театр. комплекс из 3 зрительных залов - для оперных спектаклей, симф. концертов, а также для драм. спектаклей труппы «Олд тоут»). В С. сосредоточены мн. организации, занимающиеся вопросами культуры, в т. ч. музыки: Австрал. совет по делам искусств (создан в 1968 при федеральном правительстве) - консультативный орган по вопросам гос. политики в области искусства (пред. Дж. Р. Лэмприр), Муз. центр Австралии (директор Дж. Мёрдок), Австрал. муз. совет (пред. П. Кармел), Муз. комиссия (пред. К. У. Трайб), Австрал. общество муз. образования (ASME, с 1965). В С. функционирует Об-во защиты авторских прав (APRA, генерал-музик-директор Дж. Л. Стёрмен). Большое значение имеет деятельность Сиднейского отделения oб-ва камерной музыки «Musica Viva Australia» (с 1946, рук. Д. В. Макдоналд), устраивающего концерты камерно-инстр. музыки. В организации конц. жизни принимают участие антрепризы Уильямсона, Амадио-Сондерса и др. В С. выходят муз. журн. «Opera Australia» (гл. редактор У. де Ниргор) и «Music Now», издающийся муз. отделением Сиднейского университета; работает муз. издательство «Дж. Алберт и сын». В 70-е гг. С. стал муз. центром междунар. значения; в городе и его окрестностях проводятся муз. фестивали «Весенний фестиваль Уарата» (ежегодно в конце октября), «Муз. трибуна Австралии», Пасхальный фестиваль камерно-инстр. музыки (проходит поочерёдно в гг. Джилонге и Миттагонге), фестиваль «Цветение апельсиновых деревьев» в Касл-Хилле (ежегодно, в конце сентября; исполняется симф. и джазовая музыка). Интерес к творчеству аборигенов (особенно с 70-х гг.) способствовал организации выступлений их групп (танцы и пантомимы). Исследованиями в области муз. культуры аборигенов занимается спец. институт. С сер. 20 в. получили развитие разл. формы т. н. популярной музыки и джаза, в 70-е гг. - поп-музыка. |