СИХРА (Sychra) Антонин (9 VI 1918, Босковице - 21 XI 1969, Прага) - чеш. музыковед, муз. и муз.-театр. критик. Чл. Академии наук ЧССР. Изучал музыковедение под рук. В. Гельферта и Я. Рацека, эстетику под рук. Я. Мукаржовского на филос. ф-те университета в Брно (1937-39). В годы оккупации (1939-1945) принимал участие в Движении Сопротивления. В 1945-46 продолжал изучать музыковедение в Карловом университете в Праге, по окончании которого там же до конца жизни читал лекции по муз. педагогике, истории музыки и муз. эстетике на педагогич. отделении. Писал очерки и статьи для муз. журналов «Rytmus» и «HUDEBNI rozhledy». С 1952 профессор Академии искусств (с 1959 руководитель кафедры эстетики). С 1961 чл. правления Междунар. общества музыковедения. Один из крупнейших чеш. музыковедов, С. в своих трудах, посвящённых гл. обр. исследованиям нар. музыки, проблемам реализма в музыке, эстетич. взглядам чеш. композиторов-классиков, использовал методы точных наук (теории информации, статистики, акустики, кибернетики). Соч.: Hudba a slovo v lidovй pisni, Praha, 1948; О hudbu zitrka, Praha, 1952; Realismus n hudbe, Praha, 1954; Estetika Zdenka Ncjedleho, Praha, 1956; Estetika Dvorakovy symfonickй tvorby, Praha, 1959; Hudba a slovo z experimentalniho hlediska (совм. с К. Sedlacek), Praha, 1962 (русский перевод: Музыковедение и новые методы научного анализа, в кн.: Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран…, М., 1965). СИХРА Андрей Осипович [1773, Вильнюс - 3 (15) XII 1850, Петербург] - рус. гитарист, композитор и педагог. По национальности чех. Муз. образование получил в Вильнюсе, где начал концертировать как исполнитель на арфе, одновременно овладел игрой на гитаре. С 1801 жил в Москве, давал уроки игры на гитаре и выступал в концертах, в 1802 издавал нотный журнал для гитары под назв. «Journal pour la guittare а sept cordes pour l'annee 1802 par A. Sychra». В 1813 переехал в Петербург, здесь опубликовал сб. «Собрание разного рода пьес, в коем помещены большею частию русские песни с вариациями и танцы», с 1826 выпускал «Петербургский журнал для гитары, издаваемый Сихрою, содержащий разного рода сочинения, приятные для слуха и лёгкие для игры» (выходил до 1829). Разл. журналы для гитары С. издавал до 1838, активно способствуя популярности 7-струн. гитары (сохранилось ок. 150 номеров изданных им журналов). С. усовершенствовал 7-струн. гитару, утвердил её совр. строй (G-dur). Блестящий исполнитель, С. выступал с концертами в Вильнюсе, Петербурге, часто в ансамбле со своими учениками. Плодотворной была педагогич. деятельность С. (продолжалась ок. 50 лет). Воспитал плеяду гитаристов-виртуозов, среди них - С. Н. Аксёнов, П. Ф. Белошеин, В. И. Морков, В. И. Свинцов, В. С. Саренко, Ф. Циммерман. Автор трудов «Теоретическая и практическая школа для семиструнной гитары» (изд. в 50-е гг. М. А. Стаховичем) и «Практические правила, состоящие в четырёх экзерсициях» (поcв. С. Н. Аксёнову). Творч. наследие С. необычайно велико. Это преим. переложения для гитары произв. В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини, Дж. Верди, А. Буальдьё, К. М. Вебера, В. А. Моцарта, а также русский композиторов нач. 19 в. Известны его переложения для дуэта гитар опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Ему принадлежит множество вариаций на рус. нар. песни (наиболее популярные - «Среди долины ровныя» и «Выйду ль я на реченьку» - сохранились и ныне в педагогич. репертуаре гитаристов), ряд оригинальных сочинений для гитары соло и дуэта гитар, а также для гитары и скрипки. Брат С. - Людвиг Осипович С. (гг. рожд. и смерти неизв.) - гитарист, композитор. Упоминается в числе гитаристов-виртуозов России в 20-е гг. 19 в. Автор сонаты для гитары (опубликована В. А. Русановым в журн. «Гитарист», 1905, No 6-7). |