СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ (нем. symphonische Fantasie, франц. fantasie symphonique, англ. symphonic fantasia) - род симф. одночастного программного произведения (см. Программная музыка), орк. разновидность фантазии. Может рассматриваться и как разновидность жанра симфонической поэмы; отличается характерной для фантазии свободой построения, не исключающей, однако, близости к сонатной форме; нередки в С. ф. фантастич. элементы. Образцы С. ф. в заруб. музыке немногочисленны. Р. Шуман первоначально назвал С. ф. свою 4-ю симфонию (1841-51). Подзаголовок «С. ф.» носит произв. Я. Сибелиуса «Дочь Севера» (1906). Более широко С. ф. представлена в рус. музыке. «Ромео и Джульетта» (1870) и «Гамлет» (1888) Чайковского определены автором как увертюры-фантазии, его же «Франческа да Римини» (1876), «Буря» (1873) - как симфонические фантазии (по существу эти сочинения представляют собой симф. поэмы). В числе др. авторов С. ф. - А. К. Глазунов («Лес», 1887; «Море», 1889; «От мрака к свету», 1894), С. В. Рахманинов («Утёс», 1893), И. Ф. Стравинский («Фейерверк», 1908). В рус. музыке сложился и особый вид С. ф., основанный на широкой и свободной разработке заимствованных мелодий, гл. обр. взятых из фольклора своего или др. народов. Из произв. М. И. Глинки, помимо «Камаринской», названной «фантазией на темы двух русских песен» (1848), и «Вальса-фантазии» (1845, 2-я ред. 1856), к С. ф. могут быть отнесены и его «испан. увертюра» «Ночь в Мадриде» («Воспоминание о летней ночи в Мадриде», 1848-51). В последующее время сочинения этого рода норой назывались С. ф. (напр., «Фантазия на сербские темы» Римского-Корсакова, 1867), порой же увертюрами («Увертюра на три русские темы» Балакирева, 1858), каприччио («Итальянское каприччио» Чайковского, 1880; «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, 1887), симф. поэмами («В Чехии» Балакирева - 2-я ред. увертюры на чеш. темы, 1867; его же «Русь», 1887,- 2-я ред. увертюры «Тысяча лет»). |