СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ - лады, звукоряды которых основаны на равнодольном делении октавы. Как и др. лады, С. л. строятся на основе определённого центр. элемента (сокращённо - ЦЭ). Однако, в отличие, напр., от мажора или минора, С. л. образуются не на основе мажорного или минорного трезвучия, а на основе созвучия (или центр. отношения), возникающего в результате деления 12 полутонов на 2, 3, 4 или 6 равных частей. Отсюда 4 возможности - 12: 6, 12: 4, 12: 3, 12: 2 и, соответственно, 4 осн. типа С. л. Они получают наименования по своему ЦЭ (подобно тому, как мажор по своему ЦЭ - мажорному трезвучию): I - целотонный (ЦЭ 12: 6 = целотонное шестизвучие); II - уменьшенный, или малотерцовый (ЦЭ 12: 4 = ум. септаккорд); III - увеличенный, или большетерцовый (ЦЭ 12: 3 = ув. трезвучие); IV - тритоновый (или дважды лад, термин Б. Л. Яворского) (ЦЭ 12: 2 = тритон). В зависимости от специфич. структуры звукоряда III и IV типы ладов подразделяются на неск. подтипов. Теоретически возможное деление 12: 12 даёт ещё один тип С. л. (V) - предельный, однако лишённый собств. структурности и поэтому стоящий особняком. Сводная таблица С. л.: Теоретич. объяснение С. л. получают в русле эстетич. традиции теории пропорций, что ставит их в закономерную связь с др. типами ладовых систем - ладами мажорно-минорной системы и ср.-век. ладами. Общее для всех объяснение состоит в том, что каждый тип лада в зависимости от своего ЦЭ соответствует одной из известных с древности числовых прогрессии - арифметической, гармонической и геометрической. Образуемые ими числовые ряды, дающие ЦЭ каждой из этих систем, приведены в расчёте на коэффициенты чисел. колебаний. Образцы применения С. л. в муз. литературе (цифры указывают номера С. л. в нотном примере): 1. М. И. Глинка. «Руслан и Людмила», гамма Черномора. 2. Н. А. Римский-Корсаков. «Садко», 2-я картина. 3. Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», крик петушка (цифра 76, такты 5-10). 4. Н. A.Rимский-Корсаков. «Снегурочка», тема Лешего (цифры 56-58). 5. А. Н. Черепнин. Этюд для фп. ор. 56 No 4. 6. И. P. Стравинский. «Жар-птица» (цифры 22-29). 7. И. Ф. Стравинский. «Петрушка», тема Петрушки (см. в ст. Полиаккорд). 8. С. В. Протопопов. «Ворона и рак» для голоса с фп. 9. О. Мессиан. «20 взглядов…», No 5 (см. в ст. Полимодальность). 10. А. К. Лядои. «Из Апокалипсиса» (цифра 7). 11. О. Мессиан. L'Ascension для органа, 4-я часть. 12. А. Веберн. Вариации для фп. ор. 27, 4-я часть (см. в ст. Додекафония). См. также статьи Тритоновый лад, Увеличенный лад, Уменьшённый лад, Целотоновый лад. С. л. - один из видов модальности (ладовости) наряду с пентатоникой, диатоникой, разл. рода усложнёнными ладами. С. л. ответвились от общеевроп. системы мажора и минора (предформы С. л. - транспонирующие секвенции, равнотерцовые циклы тональностей, фигурация и энгармонизм равноинтервальных созвучий). Первые образцы С. л. носят случайный характер (наиболее ранний, до 1722, в сарабанде 3-й англ. сюиты И. С. Баха, такты 17-19: des2 [ces2]-bl-as1-g1-f1-e1-d1-cis1. Использование С. л. как спец. выразит. средства началось в 19 в. (ув. лад и целотонная гамма в басу Sanctus мессы Es-dur Шуберта, 1828; ув. лад и целотонная гамма в басу в опере «Бог и Баядера» Обера, 1830, в 1835 пост. в Петербурге под назв. «Влюблённая баядерка»; также у Шопена). Для разработки С. л. много сделали русский композиторы (развитие нац. рус. самобытности выразилось также в стремлении избегать общеевропейских - «немецких» - нормативов муз. языка, и смыкалось с интересом к тому, что этому языку чуждо). Для воплощения гл. обр. нар.-сказочной и иной фантастики С. л. применяли А. Н. Верстовский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, В. И. Ребиков, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, А. Н. Черепнин, а также сов. комп. С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, С. В. Протопопов, М. И. Вериковский, С. Е. Фейнберг, А. Н. Александров и др. Из заруб. композиторов к С. л. обращались Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Дебюсси, Б. Барток; особенно широко и детально С. л. разработал О. Мессиан. В муз. теории С. л. были описаны первоначально как особые чужеродные лады (напр., у Г. Капеллена, 1908, как «крайняя экзотика» на сочинённых автором образцах демонстрировалась «китайская целотонная музыка»). В рус. теоретич. музыкознании первое описание С. л. (под назв. «круговые» модулирующие секвенции, «круги» больших и малых терций) принадлежит Римскому-Корсакову (1884-85); первое теоретич. объяснение С. л. было предложено Б. Л. Яворским в нач. 20 в. Из заруб. теоретиков теорию С. л. разрабатывали прежде всего Мессиан («Лады ограниченной транспозиции», 1944) и Э. Лендваи («Система осей», на примере музыки Бартока, 1957). |