СИНДИНГ (Sinding) Кристиан (11 I 1856, Конгсберг - 3 XII 1941, Осло) - норвежский композитор и пианист. Учился композиции у Л. Линдемана в Осло, позднее занимался у К. Рейнеке и С. Ядассона (композиция) в Лейпцигской консерватории (1874-77 и в кон. 1879 - нач. 1880), совершенствовался в Берлине, Дрездене и Мюнхене (1880-82). Затем до конца жизни работал в Осло: лишь один год (1921) преподавал композицию в Истменской школе музыки в Рочестере (США). Выступал как дирижер, исполнял собств. сочинения. Творчество С. высоко ценилось на его родине, его считали крупнейшим нац. композитором после Э. Грига еще при жизни последнего; развивал вслед за ним творческие принципы нац. норв. муз. школы. Б. ч. произв. С. (ок. 130 опусов) написана для фп. и для скрипки с фп. Наибольшую известность получили его фп. квинтет ор. 5, ряд фп. и скрипич. пьес и песни; особенной популярностью пользовалась фп. пьеса «Шелест весны» («Frühlingsrauschen»). В орк. музыке и особенно в ранней опере «Титандр» заметно влияние Р. Вагнера. Лучшие произв. С. (в т.ч. кантата «К Молде», 1886) отличаются эпич. размахом. Выдающийся норв. композитор, яркий представитель позднего романтизма, С. сочетал черты, характерные для этого направления, с самобытными нац. особенностями, идущими от народной музыки. В поздних сочинениях преобладает лирич. начало, с наибольшей силой проявившееся в его песнях, свидетельствующих о глубоком проникновении композитора в поэтич. образ («Янтарь», «Мать поёт», «Кричала птица», «Майская ночь», «Свет»). К сочинениям С. обращались видные музыканты. Его 3-я симфония была исполнена под упр. А. Никита (1921, Лейпциг), Ф. Бузони участвовал в исполнении его фп. квинтета (с квартетом А. Бродского, 1889, Лейпциг), К. Флагстад - в исполнении оперы «Священная гора» (1931, Осло). С. принадлежит много обработок нар. песен. Соч.: оперы - Титандр (1884, не пост.), Священная гора (Der heilige Berg, на нем. либр., 1914, Дессау); кантаты, в т.ч. К Молде (Til Molde, на сл. Б. Бьёрнсона, 1886); для орк. - 4 симфонии (1890, 1907, 1921; Зима и весна - Vinter og Ver, 1936), пьесы Рыцарские эпизоды (Episodes chevaleresques, 1888), Бесконечное рондо (Rondo infinite, 1889, 2-я ред. 1897), Праздник в Скорпене (Feststemning pе Skorpen, 1917); концерты (с орк.) - для фп. (1889), скр. (1898, 1901, 1917); для скр. с орк. - Легенда (Legende, 1900), Романс (1910), Вечернее настроение (Abendstimmung, 1915); камерно-инстр. ансамбли - для скр. и фп. 4 сонаты (1894, 1895, 1905; В старинном стиле - In old style, 1909), 4 сюиты (1889, В старинном стиле - Suite i gammel stil, 1891; 1900, Сцены из жизни - Scenes de la vie, 1909), вариации Печальный напев (Саntus doloris, 1906) и др. пьесы, 2 серенады (1903, 1909); для влч. и фп. - Северная баллада (Nordische Ballade, 1911); 3 фп. трио (1893, 1902, 1908), струн. квартет (1904), фп. квинтет (1884); для фп. - соната (1909), сюита, вариации, этюды, каприсы, бурлески и др. пьесы, в т.ч. Северные танцы и мелодии (Nordische Tänze und Weisen); 2 дуэта для фп. в 4 руки, вариации для 2 фп.; хоры; романсы, песни на сл. Б. Бьёрнсона, X. Драхмана, В. Крага, П. Силви (св. 200) и др. |