СИНКОПА (от греч. sygkopn - усечение) - перенесение акцента с метрически более сильной доли на более слабую. Типичный случай - продление звука со слабого времени на сильное или относительно сильное время: и т.п. Термин «С», введённый в эпоху ars nova, заимствован из грамматики, где он означает выпадение неударного слога или гласного звука внутри слова. В музыке обозначает не только выпадение неударного момента и преждевременное наступление акцента, но и любые сдвиги ударения. С. могут быть как «предваряющими», так и «запаздывающими» (см.: Браудо И. A., Артикуляция, с. 78-91), хотя это разграничение не может быть проведено с полной определённостью. В полифонии строгого стиля С., обычно образуемые задержаниями, являются по существу запаздывающими: В полифонии более позднего времени, где диссонансы применяются свободно, приготовления, связанные с диссонирующим звуком лигой, приобретают характер предваряющих С. Во мн. случаях направление сдвига не может быть установлено: таковы, напр., ударения между метрич. опорами, создающие непрерывность движения, как в начале allegro 1-й части симфонии Моцарта D-dur (К.-V. 504). Осн. признак С. - отклонение реальной акцентуации от нормативной, предписанной тактовым метром, создающее ритмич. «диссонансы», которые разрешаются в момент совпадения обеих акцентуаций: Л. Бетховен. 4-я симфония, 1-я часть. К ритмич. диссонансам, требующим разрешения, принадлежит т.н. гемиола. Отступление от нормальной акцентуации дало основание теоретикам 17 в. отнести С. (syncopatio) к муз.-риторич. фигурам, т. е. к отклонениям от обычного способа выражения (как определяла фигуры антич. риторика). По тем же причинам понятие С. позднее было распространено на все виды неметрич. акцентов, в т.ч. на случаи, когда за акцентом на слабой доле следует на сильной доле не продление звука, а пауза (), а также на временные акценты на метрически слабой доле, когда на неё приходится бульшая нотная длительность, чем на предшествующую сильную (см. Ломбардский ритм). К последнему типу относятся мн. фольклорные ритмы; они сходны с антич. ямбом или ср.-век. 2-м модусом, которые в условиях тактовой ритмики воспринимаются как С., однако по своей природе принадлежат к более ранней ритмич. системе, где длительность не является средством акцентуации и где распределение акцентов не регулируется тактом (см. Метр). Т. о., в указанных случаях нет характерного для С. конфликта между реальной и метрич. акцентуацией. Конфликт между метром и акцентуацией в одних случаях активизирует метрич. опоры (даже если они не реализованы в звучании), создавая внутр. толчки, подчёркивающие точный темп, в других - затушёвывает метрич. опоры и создаёт своего рода tempo rubato («скрадываемый темп»). С. 1-го рода характерны для скорых темпов, особенно в классич. музыке (где доминирует «ритмич. энергия»), а также для танц. и джазовой музыки 20 в.; здесь преобладают С. предваряющего типа (напр., начало фп. сонаты ор. 31 No 1, G-dur и кода из увертюры «Леонора No 3» Бетховена, С. во мн. произв. Р. Шумана). Реже активизация метра и темпа достигается запаздывающими С. (напр., увертюра «Кориолан» Бетховена, гл. партия увертюры П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»). В романтич. музыке часто встречаются С. противоположного, «рубатного» характера. Ритмич. диссонансы при этом иногда остаются без разрешения (напр., в окончании пьесы Листа «Benediction de Dieu dans la solitude» для фп.): P. Лист. Benediction de Dieu dans la solitude, пьеса для фп. В произв. романтиков широкое распространение получают запаздывающие С. Типичным приёмом является запаздывание мелодии, сходное с suspension в орнаментике муз. стиля барокко (, исполняется ) и представляющее собой выписанное rubato, как оно понималось в 17-18 вв.: Ф. Шопен. Фантазия f-moll для фп. См. также далее. Предваряющие С. у романтиков и особенно у А. Н. Скрябина, заостряя ритмич. диссонансы, не подчёркивают метрич. пульсацию. P. Шопен. Ноктюрн c-moll для фп. |