СКАРЛАТТИ (Scarlatti) Алессандро (2 V 1660, Палермо - по новым данным, 22 X 1725, Неаполь) - итальянский композитор. С 1672 жил в Риме, где, возможно, занимался у Дж. Кариссими. В 1679 здесь была поставлена первая опера С. «Невинная ошибка» («Gli equivoci nel semblante»). В 1680-1683 придв. капельмейстер швед. королевы Христины, жившей в те годы в Риме, позднее вошёл в т.н. академию «Аркадия» (содружество римских поэтов и музыкантов). С 1683 капельмейстер театра «Сан-Бартоломео» в Неаполе. В 1684-1702 корол. капельмейстер в Неаполе (одновременно писал музыку для Рима), затем до 1708 работал то в Риме, то во Флоренции. В 1708-17 капельмейстер и педагог одной из консерваторий в Неаполе. В 1717-22 жил в Риме, последние годы жизни провёл в Неаполе, где преподавал в консерватории. Его ученики - Д. Скарлатти, А. Хассе, Ф. Дуранте и др. Творч. наследие С. огромно: более 125 опер, свыше 600 кантат, множество ораторий и духовных произв., а также инстр. сочинения. Осн. значение имели его оперы и кантаты. Родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы, он создал оперы-сериа, послужившие в дальнейшем образцом для многих авторов в Италии и др. странах. Однако у С. этот тип оперы ещё не превратился в шаблон, как это произошло у его продолжателей. Связанный с римской и отчасти флорентийской муз. школами, знавший венецианскую оперу, С. обобщил в своём творчестве гл. тенденции итал. оперного искусства рубежа 17-18 вв. Первенствующее место в его произв. занимают арии, в которых используется как плавное, кантиленное, так и бравурное, виртуозное или экспрессивно-патетич. пение. Именно в ариях сосредоточена главнейшая выразит. сила его опер, воплощены типичные эмоции в типичных ситуациях (скорбь - в арии-ламенто, любовная идиллия - в пасторали или сицилиане, героика - в бравурной, жанровость - в лёгкой арии песенно-танц. характера). Значит. роль в произв. С. принадлежит оркестру; их гармонич. язык нередко сложен и изыскан (особенно в кантатах). Сюжеты опер С. разнообразны (преобладают историко-мифологические). Но сюжет не имеет решающего значения, ибо он используется как основа для раскрытия музыкой эмоциональной (более чем действенной) стороны драмы. Собственно действие передают речитативы, где музыка (особенно в речитативах secco) только поддерживает слово. На эстетику С. несомненное воздействие оказала академия «Аркадия» с её культом искреннего чувства и борьбой против условностей вычурной поэзии. Мелодич. язык опер связан с нар.-бытовыми традициями (напр., черты сицилианы и др.), что обогащало и проясняло его выразительность. Увертюры к операм (по-итальянски sinfonia), написанные обычно в виде 3-частных циклов, в известной мере подготовили будущую симфонию (независимую от оперы). Последователями С. были почти все представители неаполитанской оперы (Н. Порпора, Л. Лео и др.), но они по существу во многом отошли от его образцов, в их творчестве ясно проявились признаки кризиса оперы-сериа. Соч.: оперы - Нет худа без добра (Dal male il bene, 1681), Альдимир, или Услуга за услугу (L'Aldimiro ovvero Favore per favore, 1687), Флавий (1688), Статира (1690), Причуды любви, или Розаура (Gli equivoci in amore ovvero La Rosaura, 1690), Пирр и Деметрий (1694), Безумная Дидона (La Didone delirate, 1696), Падение децемвиров (La caduta de' Decemviri, 1697), Дафнис (1700), Коринфский пастух (Il pastore de Corinto, 1701), Лаодикея и Береника (1701), Тиберий, император Востока (Tiberio imperatore d'Oriente, 1702), Тит Семпроний Гракх (1702), Великий Тамерлан (Il gran Tamerlano, 1706), Митридат Эвпатор (1707), Любовь непостоянная и тираническая (L'amor volubile e tiranno, 1709), Кир (1712), Сципион в Испании (Scipione nelle Spagne, 1714), Телемак (1718), Марк Аттилий Регул (1719), Камбиз (1719) и др. СКАРЛАТТИ (Scarlatti) Джузеппе Доменико (25 X 1685, Неаполь - 23 VII 1757, Мадрид) - итальянский композитор, органист, клавесинист. Сын А. Скарлатти. В детстве занимался под руководством отца. Позже учился у Ф. Гаспарини и, вероятно, у Б. Паскуини, но более непосредств. воздействие на него оказали Б. Марчелло, Ф. Дуранте, а также португ. комп. Ж. А. К. Сейшас, у которых С. заимствовал отд. элементы стиля и клавесинной техники. С 1701 органист и композитор Неаполитанской корол. капеллы. В 1705 переехал в Венецию, в 1708 - в Рим, где вначале находился на службе у польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры (писал оперы для её домашнего театра), а затем работал в соборе св. Петра (с 1713 помощник капельмейстера, с 1714 капельмейстер). В Риме общался с членами академии «Аркадия», сблизился с Г. Ф. Генделем (соревновался с ним как исполнитель на органе и клавесине), приобрёл славу клавесиниста-виртуоза. В 1719 покинул Ватикан и вскоре занял должность учителя при дворе португ. короля в Лисабоне (обучал инфанту Марию Барбару игре на клавесине). По-видимому, только в Португалии С. начал регулярно сочинять клавесинные пьесы. В 1720 поклонник таланта С. ирл. органист T. Розенгрейв поставил в Лондоне его оперу «Нарцисс». Сведений об участии в этой постановке самого автора не сохранилось, поэтому данные ряда биографов С. о пребывании его в Лондоне лишь предположительны. Кроме того, в 1720 началась его деятельность в Лисабоне. В 1724 С. ненадолго вернулся в Италию, но с 1729 окончательно связал свою творч. судьбу со службой у Марии Барбары, ставшей испан. королевой. Все последующие годы С. провёл в Испании, сначала в Севилье, а затем, в основном, в Мадриде. Историч. значение С. определяется гл. обр. клавирными сочинениями, созданными в Испании. Его оперы, светские и духовные вок. произв. отмечены печатью таланта, но в целом не возвышаются над уровнем аналогич. сочинений др. композиторов той эпохи. В клавирной же музыке С. оказался подлинным новатором. В области клавесинной техники он применил многое из того, что композиторы-пианисты 19 в. считали своим открытием: изобретательность в инстр. пассажах и фигурациях, технику martellato и двойных нот, глиссандо, репетиции, трели, перекрещивание рук, труднейшие скачки. Все эти приёмы использовались С. задолго до произведённой композиторами-романтиками революции в области фп. техники. С. написал 555 соч. для клавишных инструментов, преим. для клавесина, частично для органа и, вероятно, для раннего фп. При жизни С. опубликованы немногие его произв., в т.ч. сб. «Упражнения» из 30 сонат («Essercizi», 1738), в которых впервые проявилась неповторимая творч. индивидуальность композитора. Осн. часть наследия сохранилась в виде сборников рукописей (ныне хранятся в архивах и б-ках Венеции, Пармы, Мюнстера и Вены). Большинство соч. С. носит обобщённое назв. sonata (в данном случае как инстр. пьеса), иногда оно заменяется более конкретными заголовками Fuga, Pastorale, Aria, Capriccio, Minuet или Minuetto, Gavotta, Giga, Toccata. Среди ранних произв.- многочастные сонаты (с basso continuo) и миниатюрные 2-частные сюиты. Все последующие сонаты С. - одночастные. Однако американский музыковед Р. Киркпатрик в своём исследовании (1953) обратил внимание на попарное расположение сонат (по принципу общности тонального центра) в прижизненных рукописях С. Это позволило ему высказать предположение об их задуманной цикличности. По его мнению, ок. 390 сонат группируются попарно (ещё 12 образуют т.н. триптихи), что подтверждается рядом признаков: типичным соотношением размеров (чаще alia breve - 3/8 или 6/8). нарастанием темпов от умеренного или быстрого к быстрому или очень быстрому, наличием интонационно-тематич. связей (напр., сходством начального материала). Эти особенности характерны для старинной итал. 2-частной сюиты и сохранились в той или иной мере в 2-частных сонатных циклах композиторов итал. школы. Каждая отд. соната С. обычно написана в 2-частной форме, типичной для танцев старинной сюиты. С. исчерпал возможности этой формы, наполнив её огромным динамизмом движения, развития, сопоставления контрастных тематич. элементов, разнохарактерных образов. Наиболее разработанные сонаты С. - предвестники классич. сонатного allegro, хотя исторически они, по-видимому, не сыграли той роли, к-рую им обычно приписывают исследователи: музыка С. надолго была забыта и возродилась в Европе лишь после смерти Л. Бетховена (в 1839 Хаслингер издал 200 сонат С. под ред. К. Черни), вряд ли повлияв, таким образом, на композиторов венской классической школы. Музыка С. тяготеет к новому гомофонному стилю, хотя элементы полифонии ещё сохраняют в ней существ. роль. Гармонич. язык С. отличается свежестью, изысканностью, незаурядной техникой модулирования, порой он применял смелые и необычные для 18 в. резкие гармонии. Извлекая из клавесина разл. коллористич. эффекты, С. зачастую нарушает общепринятые нормы голосоведения: применяет параллельные квинты, оставляет без разрешения диссонирующие интервалы и аккорды. Феноменальным явлением следует считать встречающиеся в произв. С. аччаккатуры (см. Acciaccatura), при которых образуются аккорды, состоящие из нанизанных друг на друга секунд. Это явление связано с особой манерой игры испан. гитаристов. С. использовал почти все тональности квинтового круга (21 из 24). Чаще своих современников он прибегал к минору. Круг образов музыки С. весьма широк, разнообразны также её жанрово-образные истоки. Они коренятся не только в итал. комич. опере и комедии дель арте, в неаполитанских, венецианских и сицилийских мелодиях, но и в муз. культуре Испании с её блестящими певцами и танцорами, с её феерич. празднествами, театр. представлениями, уличной сутолокой городов, древними андалусскими мотивами, цыганскими ансамблями, мандолинами, гитарами, кастаньетами, воен. рожками, провинциальными дух. оркестрами. Особое значение С. в истории музыки 18 в. состоит в том, что он сумел преодолеть ограниченность своего положения придв. музыканта, смело претворяя в своих сочинениях приёмы нар. музицирования. С. опирался в основном на танц. жанры. Он охотно обращался к менуэту, жиге, сицилиане, бурре, почти отказавшись от архаичных аллеманды, куранты, сарабанды, гавота. Однако многие сонаты можно охарактеризовать как тарантеллу, форлану, хоту, фанданго, сегидилью, сардану, сапатеадо, павану, тонадилью, контрданс. Творчество С. искрится юмором, радостным ощущением жизни, но оно не лишено и тонкого лиризма, меланхолии, страстности и даже драматизма. Распространённое ещё недавно представление о С. как о композиторе, склонном лишь к пасторальности или изящно-виртуозной токкатности буффонадного плана, уступает место более углублённому и разностороннему взгляду на его творчество. Соч.: 14 опер (почти все утрачены полностью или частично) - Октавия (1703, театр «Сан-Бартоломео», Неаполь), Джустино (1703, Неаполь), Сильвия (1710, Рим), Птоломей и Александр (1711, там же), Ифигения в Авлиде (Ifigenia in Aulide, 1713, там же), Любовь к отражению (Amor d'un ombra, 1714, там же; под назв. Нарцисс, 1720, Лондон), Гамлет (1715, там же) и др.; светские оратории, серенады, кантаты; духовная музыка - Miserere, Stabat Mater, Magnificat, Te Deum, Salve Regina и др.; 555 соч. для клавира (545 из них включены в изд.: Scarlatti Domenico. Opere complete per clavicembalo criticamente e ordinate in forma di suite da Alessandro Longo, v. 1-10, Mil., 1906-37). |