СКЕРЦО (итал. scherzo, букв. - шутка). 1) В 16-17 вв. распространённое обозначение трёхголосных канцонетт, а также одноголосных вок. пьес на тексты игривого, шуточного характера. Образцы - у К. Монтеверди [«Музыкальные скерцо» («шутки») - «Sherzi musicali, 1607], А. Брунелли (3 собрания 1-5-гол. скерцо, арий, канцонетт и мадригалов -»Scherzi, Arie, Canzonette e Madrigale», 1613-14 и 1616), Б. Марини («Скерцо и канцонетты на 1 и 2 голоса» - «Scherzi e canzonette а 1 е 2 voci», 1622). С нач. 17 в. С. становится также обозначением инстр. пьесы, близкой к каприччо. Авторами таких С. были А. Троило («Симфонии, скерцо…» - «Sinfonie, scherzi», 1608), И. Шенк [«Музыкальные скерцо (шутки)» - «Scherzi musicali» для виолы да гамба и баса, 1700]. С. вошло и в инстр. сюиту; в качестве части сочинения типа сюиты встречается у И. С. Баха (Партита No 3 для клавира, 1728). 2) С кон. 18 в. одна из частей (обычно 3-я) сонатно-симф. цикла - симфонии, сонаты, реже концерта. Для С. типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена муз. мыслей, вносящая элемент неожиданного, внезапного и роднящая жанр С. с каприччо. Подобно бурлеске, С. часто представляет выражение в музыке юмора - от весёлой игры, шутки до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих, демонич. образов. С. обычно пишутся в 3-частной форме, в которой собственно С. и его повторение перемежаются трио более спокойного и лирич. характера, иногда - в форме рондо с 2 разл. трио. В раннем сонатно-симф. цикле третьей частью был менуэт, в сочинениях композиторов венской классич. школы место менуэта постепенно заняло С. Оно непосредственно выросло из менуэта, в котором появились и начали всё более выступать черты скерцозности. Таковы менуэты поздних сонатно-симф. циклов Й. Гайдна, некоторых ранних циклов Л. Бетховена (1-я фп. соната). Как обозначение одной из частей цикла термин «С.» впервые применил Й. Гайдн в «русских квартетах» (ор. 33, No 2-6, 1781), однако эти С. по существу не отличались ещё от менуэта. На раннем этапе формирования жанра обозначение С. или Scherzando порой носили финальные части циклов, выдержанные в чётных размерах. Классич. тип С. сложился в творчестве Л. Бетховена, который оказал этому жанру явное предпочтение перед менуэтом. Это определялось выразит. возможностями С., намного более широкими сравнительно с менуэтом, ограниченным преим. сферой «галантных» образов. Крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симф. цикла на Западе явились в последующее время Ф. Шуберт, который, однако, наряду со С. применял и менуэт, Ф. Мендельсон-Бартольди, тяготевший к своеобразной, порождённой сказочными мотивами особо лёгкой и воздушной скерцозности, и А. Брукнер. В 19 в. в С. зачастую использовались темы, заимствованные из фольклора др. стран («Шотландская» симфония Ф. Мендельсона-Бартольди, 1842). Богатое развитие С. получило в рус. симфонии. Своеобразное нац. претворение этому жанру дали А. П. Бородин (С. из 2-й симфонии), П. И. Чайковский, который включил С. почти во все симфонии и сюиты (3-я часть 6-й симфонии не носит назв. С., но по существу является С., черты которого объединены здесь с чертами марша), А. К. Глазунов. С. содержат мн. симфонии советский композиторов - Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др. 3) В эпоху романтизма С. стало и самостоят. муз. пьесой, гл. обр. для фп. Первые образцы таких С. близки к каприччо; подобного рода С. создавал уже Ф. Шуберт. По-новому трактовал этот жанр Ф. Шопен. В его 4 фп. С. исполненные высокого драматизма и зачастую мрачные по колориту эпизоды чередуются с более светлыми лирическими. Фп. С. писали также Р. Шуман, И. Брамс, из русский композиторов - М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др. Встречаются С. и для др. солирующих инструментов. В 19 в. С. создавались и в виде самостоят. орк. пьесы. В числе авторов таких С. - Ф. Мендельсон-Бартольди (С. из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка (С. «Ученик чародея»), М. П. Мусоргский, А. К. Лядов и др. |