СКОМОРОХИ - рус. ср.-век. проф. музыканты, странствующие актёры-потешники. О распространении искусства С. в Киевской Руси говорят памятники др.-рус. письменности, фресковой живописи (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037) и книжные миниатюры. С. - разносторонние умельцы: исполнители на разл. муз. инструментах (гуслях, трубах, дудках, волынках, гудках, скрипках, домрах, бубнах), актёры комич. жанра, певцы и сказители эпических произв. (нередко и их авторы), плясуны, акробаты, фокусники, жонглёры, позднее дрессировщики животных и кукольники. Пение и танцы С. обычно сопровождались игрой на нар. инструментах. В др.-рус. литературе встречаются такие наименования С.: глумец, глумо-творец, смехотворец, плясец, игрец, гудец, свирец (свирельщик). В Белоруссии и на Смоленщине нар. скрипачей и ныне называют С. Наряду с вольными скоморошьими «ватагами» и «артелями» (образовывались в 16-17 вв.; объединяли иногда до 70-100 чел.), которые странствовали по деревням и городам, давая представления за плату, отд. группы в Киевской Руси и Новгородском княжестве входили в состав дворовой челяди. При Иване IV большие группы С. выписывались из Новгорода - крупного центра скоморошьей культуры - для службы при моск. дворе. Выступая на улицах и площадях, С. непосредственно общались со зрителями, были участниками нар. гуляний, обрядово-ритуальных зрелищных действ. Носители всевозможных смеховых форм искусства, С. противостояли официальной суровой, аскетичной культуре феодального средневековья и церкви и высоко ценились как нар. массами, так и привилегированными сословиями. Церковники издавна выступали против участия С. в нар. празднествах земледельческого календаря, связанных с древнеязыческим солнечным культом (святочных и масленичных игрищах, хороводах, русальных и купальских обрядах), особенно преследовались традиц. выступления С. в поминовениях умерших. В скоморошьих сценках и песенках, часто направленных против правящих классов и церкви, с сочувствием упоминалось о нар. бунтах и крестьянских войнах. К «ватагам» С. нередко присоединялись беглые крестьяне, что усиливало враждебное отношение к С. царского правительства. В период острых социальных противоречий в сер. 17 в. (в связи с карательными мерами против участников большого нар. восстания 1648) представители гос. власти под давлением церкви предприняли против С. особенно суровые репрессии. Согласно царскому указу, множество С. было выселено из центр. областей и больших городов на север (в быв. Архангельскую губ., в Заонежье, Сибирь), их муз. инструменты сжигались. В 18-19 вв. традиции скоморошьего искусства использовались придв. шутами, проникали в представления церк. школьного театра, сохранялись в потешных присловьях балаганных актёров, поводырей медведей, комич. спектаклях кукольного театра (в т.ч. Петрушки), а также в деревенских хороводных игрищах (брянский хороводный спектакль «Кострома»). Следы муз.-поэтич. творчества скоморохов ощутимы в разл. рода песнях, эпич. сказах, в инстр. наигрышах. В некоторых хороводно-плясовых, шуточных и сатирич. песнях, высмеивающих уродливые стороны патриархального быта («Заиграй, моя волынка»), а также представителей привилегированных сословий и духовенства, С. выступают от имени главного действующего лица, живо и ярко его обрисовывая. Герои былин (напр., Добрыня) действуют под видом С., выступая на пирах с пением под гусли. С. иногда называют и новгородца Садко, мощью своего муз. таланта покорявшего силы природы. В сатирич. скоморошьих сказах («Про гостя Терентьища») С. высмеивают купцов-богатеев. В социально-обличит. сказе «Путешествие Вавилы со скоморохами» С. выведены людьми святыми, способными творить чудеса: они свергают с престола деспота-царя и сажают вместо него крестьянского сына Вавилу. По некоторым данным, С., наряду с крестьянскими сказителями былин, исполняли не только пародийные и сатирич. песни-сказы, т.н. скоморошины, с характерными для них речитативно-скороговорочными или плясовыми напевами, но и героич. былины киевского цикла. Сохранились свидетельства (в частности, путешественника Олеария) об исполнении С. на пирах Ивана IV песен о взятии Казани и Астрахани (в свою очередь зачины некоторых вариантов этих историч. песен также свидетельствуют о том, что они сложены С). Ярко и рельефно воссоздаются образы С. в рус. классич. опере: «Рогнеде», «Чародейке», «Снегурочке», «Садко», «Сказке о царе Салтане», «Князе Игоре»; композиторы обращаются к ним и во мн. инстр. пьесах. |