СКОТТ (Scott) Сирил Мейр (27 IX 1879, Окстон, Чешир - 31 XII 1970, Истборн, Сассекс) - английский композитор, поэт и философ. Учился в консерватории во Франкфурте-на-Майне (1891-98; с перерывом в 1895). С 1898 жил в Ливерпуле, где написал первые произв. для оркестра. Одноврем. занимался поэтич. творчеством, увлекался теософией и вост. философией. Значит. роль в формировании эстетич. вкусов С. сыграл нем. поэт-символист С. Георге. Творч. искания 1-го десятилетия 20 в. привели С. к расширению тональной системы, отказу от размера и тактовых черт (сонаты для скрипки и фп. и для фп., 1908-10). Его привлекали модные в искусстве тех лет экзотич. образы, вост. мотивы. С именем С. связано зарождение импрессионизма в англ. музыке (его называли «английским Дебюсси»). В 1913 по инициативе А. Малер с успехом была исполнена в Вене увертюра С. к «Принцессе Малейн» М. Метерлинка. В его обширном и разнообразном по жанрам наследии наиболее значительны лирич. миниатюоы (фп. пьесы и песни) Музыка С. отличается утонченным звуковым колоритом, терпкими гармониями (фп. пьесы «В стране лотоса» - «Lotus land», 1905, P Крейслер сделал транскрипцию для скрипки; «Индийская сюита» -»Indian suite», 4 пьесы, 1922). Ряд произв. свидетельствует об интересе к рус. культуре - «Русский танец» («Russian danse», 1905) и «Маленькая русская сюита» («Little Russian suite», 1916), а также «Русская ярмарка» («Russian fair») для 2 фп. Соч.: 3 оперы, в т.ч. Алхимик (The alchemist, соч. 1918, пост. 1925, Эссен), балет - Неумелый аптекарь (The Incompetent apothecary, 1923, Майнц), для солистов, хора и орк. - кантата Мирабель (собств. текст, 1903), Гимн на рождество Христово (Nativity hymn, 1913) и др., Ода великим людям (Ode to the great men, для чтеца или жен. хора с орк., 1936), для орк. - 3 симфонии (1900, 3 симф танца, 1903, Музы - The Muses, 1939), симфониетта (1962), 4 увертюры, 4 сюиты, 2 пассакальи на ирл. темы (Passacaglias on Irish themes, 1916), Неаполитанская рапсодия (Neapolitan rhapsody, 1960) и др., для инструментов с орк. - концерты для фп. (1915, 1950), для 2 фп., для скр. (1928), для 2 скр., для влч. (Музыкант и соловей - Der Musikant und die Nachtigall, 1930), для клавесина и камерного орк. (1938), для гобоя и струнных (1948), концертино для 2 фп. и камерного орк., камерно-инстр. ансамбли - сонаты с фп. - для скр., для влч., для флейты (1961), 4 фп. и 2 струн. трио, трио для флейты, влч. и фп. (1960), 1 фп. и 4 струн. квартета, для фп. (1903-35) - соната, сюиты, циклы пьес - Страна лета (Summerland, 1907), Египет (1913) и Старый Китай (Old China, 1918), Молодые сердца (Young hearts, 1920), Тетрадь для мальчиков (Album for boys, 5 пьес, 1926) и Тетрадь для девочек (Album for girls, 6 пьес, 1926), танцы, пьесы для фп. в 4 руки и для 2 фп. и др. инстр миниатюры, в т.ч. для скр. и для флейты соло, 4 церк. хора (все - 1935), ок. 100 песен на сл. англ. поэтов. Лит. соч.: The philosophy of modernism, in its connection with music, L., 1917, My years of indiscretion, L., 1924 (автобиография); The influence of music on history and morals, a vindication of Plato, L., 1928, Music, its secret influence throughout the ages, L., 1933, 1950, расшир. изд. L.,1958, N. Y., 1969, Bone of contention, L., 1969 (автобиография). |