СКРИБ (Scribe) Огюстен Эжен (по уточнённым данным, 24 XII 1791, Париж - 20 II 1861, там же) - французский драматург и либреттист. Чл. Института Франции (1836). Происходил из купеческой семьи; вопреки воле родителей, прочивших ему карьеру юриста, посвятил себя театру. В 1810 дебютировал маленькой пьесой в театре «Варьете» (неудачно). С 1815 добился признания как мастер комедий и водевилей, а с нач. 20-х гг. как блестящий оперный либреттист. С. принадлежит свыше 400 драм. произв., из них почти треть - для муз. театра (либр. опер, балетов). Плодотворным было творч. содружество С. с композиторами А. Буальдьё (4 либр., в т.ч. опера «Белая дама», 1825, театр «Опера комик»), Ф. Обером (35 либр., в т.ч. опера «Немая из Портичи, или Фенелла», 1828, «Корол. академия музыки и танца»; «Фра-Дьяволо», 1830, театр «Опера комик»; опера-балет «Бог и баядера», 1830, «Корол. академия музыки и танца»; оперы «Густав III, или Бал-маскарад», 1833, там же; «Бронзовый конь», 1835, театр «Опера комик»; «Чёрное домино», 1837, там же), Ж. Ф. Галеви (12 либр., в т.ч. балет-пантомима «Манон Леско», 1830, «Корол. академия музыки и танца»; оперы «Жидовка, или Дочь кардинала», 1835, там же; «Пиковая дама», 1850, театр «Опера комик»), Дж. Мейербером (5 либр., в т.ч. оперы «Роберт-Дьявол», 1831, «Корол. академия музыки и танца»; «Гугеноты», 1836, там же; «Пророк», 1849, там же; «Африканка», последнее оперное либр. С., соч. 1861, пост. 1865, там же). С. сотрудничал также с Ф. Герольдом, А. Аданом, Л. Керубини, А. Тома, Ш. Гуно, Ж. Оффенбахом, Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди и др. франц. и иностр. композиторами. В совершенстве владея законами сцены, особенностями разл. оперных жанров, мгновенно откликаясь на злободневные темы и моду, С. строил оперные либр. на основе блестяще сконструированной интриги, острозанимательной или захватывающе драматической. Его либр. отличаются стремит. развитием действия, насыщенного ошеломляющими поворотами событий, резкими контрастами, антитезами, напряжёнными (порой экстравагантными) кульминациями, неожиданными концовками. С. - мастер драматургии ситуаций, его либр. содержат богатый материал для создания композитором разнообразных и эффектных массовых сцен, жанровых картин, лирико-психологич. эпизодов. Он способствовал развитию опер на историч. сюжет. Для либр. С., как и для его историч. комедий, характерен принцип «больших последствий маленьких причин», а также буржуазно-либеральная трактовка историч. событий и нар. движений («Немая из Портичи»), переходящая порой в дискредитацию последних («Пророк»). Однако его либр. присущи и мотивы осуждения религ. фанатизма, расовой ненависти, выдвижение персонажей, наделённых сильными бескомпромиссными чувствами, побуждающими их на самоотверженные поступки («Гугеноты», «Африканка», «Дочь кардинала»). Роль С. в формировании двух осн. жанров франц. оперного искусства 1-й пол. и сер. 19 в. - комической оперы и большой оперы - настолько значительна, что позволяет говорить о «скрибовском периоде» во франц. оперной либреттистике и драматургии. Соч.: OEuvres completes, v. 1-76, P., 1874-85. |