СЛОНИМСКИЙ (Slonimsky) Николай Леонидович [р. 15 (27) IV 1894, Петербург] - американский музыковед, лексикограф, композитор, дирижёр и пианист. В 1908-1916 учился в Петерб. консерватории у И. А. Венгеровой (фп.), В. П. Калафати (гармония) и М. О. Штейнберга (инструментовка). С 1920 концертировал как пианист-солист и аккомпаниатор в странах Европы. С 1923 живёт в США, с 1964 - в Лос-Анджелесе. Выступал как дирижёр в США и др. странах (некоторые совр. произв. впервые исполнены под его управлением, в т.ч. сочинения Ч. Айвса, музыку которого он активно пропагандировал), руководил основанным им камерным оркестром в Бостоне (1927-34). Преподавал в муз. школах, колледжах и университетах, в т.ч. в Калифорнийском университете (1964-1967). Редактор муз. энциклопедии О. Томпсона (4-8-е изд.), биографич. словаря музыкантов Т. Бейкера (дополненное 5-е изд. 1958 и приложения 1965 и 1971, 6-е дополненное изд. 1979), писал статьи для мн. словарей и энциклопедий, составил своеобразный «Лексикон музыкальных инвектив…» (собрание негативных высказываний музыкантов о творчестве композиторов со времён Л. Бетховена). Капитальный труд С. - «Музыка с 1900» (хронология муз. событий 20 в.). Нововведения С. в технике композиции и муз. терминологии (напр., пандиатоника - равноправное применение 7 звуков диатонич. гаммы в мелодич., контрапунктич. и гармонич. комбинациях) обоснованы в его трактате «Тезаурус звукорядов и мелодических фигураций», а также в словаре муз. терминов 20 в. (вошёл в 4-е изд. «Музыки с 1900»). Автор муз. сочинений гл. обр. малых форм (б. ч. объединены в сюиты или циклы пьес); среди них - произв. на рус. темы (в т.ч. 4 рус. мелодии для кларнета и фп., 1937). Издал (с собств. переводами текстов на англ. яз.) сб. «50 русских романсов от Глинки до Шостаковича» («50 Russian art songs from Glinka to Shostakovich», v. 1-3, 1949-51). В 1962 и в 1979 приезжал в СССР. Соч.: балет Принц отправляется на охоту (Prince goes a-hunting, 1925, Рочестер, шт. Нью-Йорк); для орк. - Увертюра на древнегреческую тему (1933); вариации на браз. тему Мой воздушный шарик (My toy balloon, для орк. и 100 одновременно лопающихся на sforzando игрушечных воздушных шаров, 1942, первонач. для фп., 1941); инстр. дуэты, в т.ч. сюита для влч. и фп. (1950); пьесы для фп., в т.ч. Этюды в чёрном и белом (Studies in black and white, 1928); 50 мини-этюдов (50 Minitudes, 1973); циклы романсов для голоса с фп., в т.ч. на тексты из объявлений и с надгробных памятников; бесконечный канон (по Мёбиусу; для сопрано и тенора, фп. ad libitum, 1965); Маленькая сюита для ансамбля дух. и ударных инструментов (аранжировка 8 из 11 фп. Этюдов в черном и белом). Лит. соч.: Music since 1900, N. Y., 1937, 1971; Music of Latin America, N. Y., 1945, 1972; Thesaurus of scales and melodic patterns, N. Y., 1947; The road to music, N. Y., 1947, 1960; A thing or two about music, N. Y., 1948; Lexicon of musical invective. Critical assults on composers since Beethoven's time, N. Y., 1953. СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович (р. 12 VIII 1932, Ленинград) - советский композитор и пианист. Кандидат искусствоведения (1963). Засл. деят. искусств РСФСР (1978). В 1955 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у О. А. Евлахова, по фп. - у В. В. Нильсена, в 1958 там же аспирантуру. С того же года преподаватель консерватории по классу композиции (с 1976 профессор). Музыка С. отмечена разнообразием жанров, тяготением к новым выразит. средствам, своеобразным преломлением рус. муз. фольклора. Соч.: оперы - Виринея (по Л. Н. Сейфуллиной, 1967, Ленингр. Малый театр оперы и балета, Моск. муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), Мастер и Маргарита (камерная опера по М. А. Булгакову, 1970-72), Мария Стюарт (1978); балет - Икар (либр. Ю. И. Слонимского, 1971, Большой театр); кантата - Голос из хора (сл. А. А. Блока, 1963-65); для орк. - 2 симфонии (1958, 1977), Драматическая песнь (1974), концерт для симф. оркестра, 3 электрогитар и солирующих инструментов (1973), Праздничная музыка для балалайки, ложек и симф. орк. (1975), Симфонический мотет (1976); для камерного орк. - концерт-буфф (1964); камерно-инстр. ансамбли - для альта и фп. - сюита (1959); для влч. и фп. - 3 пьесы (1964); Антифоны для струн. квартета (1968), Диалоги для квинтета духовых (1964), Экзотическая сюита для 2 скр., 2 электрогитар, саксофона и ударных (1976); для фп. -колористическая фантазия (1972); для скр. (соло) - соната (1960); для хора a cappella - 2 рус. песни (1968), Вечерняя музыка (1973), 4 рус. песни (1974); для голоса с фп. (а также с др. инструментами) - циклы Весна пришла (сл. япон. поэтов, 1958), Песни вольницы (сл. рус. нар. песен, 1959; орк. ред. - 1961), Польские строфы (сл. Е. Рейна, 1964), Прощание с другом в пустыне (по др.-вост. эпосу о Гильгамеше, 1966), Монологи (из др.-вост.. лирики, 1967), Весёлые песни (сл. Д. Хармса, 1971), романсы на стихи А. А. Ахматовой (1969, 1974), 4 стихотворения О. Мандельштама (1974), Песни трубадуров (слова старофранц. поэтов, 1975), Песнь песней (из др.-вост. лирики, 1975), музыка к спектаклям драм. театров, кинофильмам и др. Лит. соч.: Симфонии Прокофьева, М.-Л., 1964; «Песнь о земле» Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963. СЛОНИМСКИЙ Юрий Иосифович [13 (26) III 1902, Петербург - 23 IV 1978, Ленинград] - сов. балетовед, драматург-сценарист. Чл. КПСС с 1944. В 1918 учился в Школе рус. драмы в Петрограде, с 1918 брал частные уроки у воспитанников Петерб. театр. балетного уч-ща А. Н. Сакселина, В. И. Вайнонена и Г. М. Баланчивадзе (Баланчина). В 1924 окончил юридич. ф-т Петрогр. университета. С 1920 начал выступать с докладами о балете. В 1922-24 и 1932-61 науч. сотрудник Ленингр. института истории искусств (ныне Ленингр. институт театра, музыки и кинематографии), консультант ряда спектаклей Ленингр. театра оперы и балета и вечеров экспериментальной группы «Молодой балет». Первые рецензии о балетных спектаклях опубликовал в 1919 под псевд. Мамонтов Ю. («К окончившим Государственное балетное училище», «Бирюч», П., 1919, No 19/20, с. 353-356). Автор св. 400 статей по вопросам теории и практики хореографии. Написал сценарии к ряду балетов, в т. ч. «Ночь перед Рождеством» и «Весенняя сказка» (1937) Асафьева, «Соловей» Крошнера (1939), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1940) и «Юность» (1949) Чулаки, «К солнцу» Я. Калниня (1941), «Манон Леско» на музыку Массне (1948), «Семь красавиц» (1952) и «Тропою грома» (1957) Караева, «Лейли и Меджнун» Баласаняна (1953), «Весенняя гроза» Кабалевского (1957), «Берег надежды» Петрова (1959), «Икар» С М. Слонимского (1965). С 1932 преподавал в Ленингр. хореографич. уч-ще. Вместе с И. И. Соллертинским разработал первые программы по спец. предметам; с А. В. Лопуховым и др. педагогами уч-ща работал над учебником «Основы характерного танца» (М.-Л., 1939); в 1937 вместе с Ф. В. Лопуховым организовал при уч-ще первое в истории балетного театра балетмейстерское отделение (читал там курс анализа балетного спектакля). С 1962 профессор балетмейстерского ф-та Ленингр. консерватории. Редактор книг и автор вступит. статей к ним: «Основы характерного танца» А. В. Лопухова, А. В. Ширяева, А. И. Бочарова (1939), «Воспоминания балетмейстера» А. Глушковского (1940), «Из архива балетмейстера» И. Вильберха (1948), «Письма о танце и балете» Ж. Ж. Новера (пер. с франц., С, 1965), «Против течения. Воспоминания балетмейстера» М. Фокина (1962) и др. Автор предисловия к кн.: «Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи» (1971). Почётный доктор Парижского университета танца (1959). Соч.: «Жизель», Л., 1926; «Сильфида». [Историко-хореографический очерк], Л., 1927; «Дон Кихот», [Л.], 1934; «Ледяная дева» («Сольвейг»), Л., 1934, 1936; «Щелкунчик», [Л.], 1934, 1936; «Египетские ночи», «Шопениана», «Карнавал» (краткое либр. и очерк о M. M. Фокине), [Л.], 1935; «Петрушка» (либр., пояснения к постановке и критич. очерк о творчестве Стравинского), Л., 1935 (совм. с М. Друскиным); Мастера балета. К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л, Иванов, М. Петипа, М.-Л., 1937; Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М.-Л., 1950; П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М., 1958; «Тщетная предосторожность», Л., 1961; «Лебединое озеро» П. Чайковского, Л., 1962; Семь балетных историй, [Л., 1967]; В честь танца, М., 1968; «Жизель». Этюды, Л., 1969; Балетные строки Пушкина, Л., 1974; Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977; The Bolshoi theatre. Ballet. Notes, M., 1956, под назв. The Bolshoi ballet. Notes, 1963. Г. Ю. Бродская. |