СМЕШАННЫЕ ТАКТЫ - такты, сгруппированные из двух или неск. неодинаковых простых тактов, двух- или трехдольных, напр.. В европ. музыке в соответствии с учением о пеонич. роде соотношений др.-греч. метрики (2: 3) в С. т. записываются некоторые образцы др.-греч. песнопении (первый Дельфийский гимн, гимн Месомеда). Большое развитие. С. т. имеют в болг. фольклоре, где применяются размеры 5/8, 5/16, 7/8, 7/16, 8/8, 8/16 и т. д. до 15-дольников (см. кол. 112, вверху). В проф. европ. музыке С. т. были исключением (5-дольники в «Орландо» Генделя, «Белой даме» Буальдье, «Тристане и Изольде» Вагнера, 1-й фп. сонате Шопена). В рус. музыке 19 в. они утвердились в качестве новаторских Рученица. нац. ритмов, применявшихся почти всеми композиторами начиная с М. И. Глинки, который ввёл 5-дольники как метрич. норму («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»). Образцы С. т. с разл. количеством долей (гл. обр. 5-, а также 7-, 8-, 9-, 11-дольные) встречаются в песнях М. П. Мусоргского, «Князе Игоре» Бородина, 3-й симфонии, «Садко», «Снегурочке», «Сказании о невидимом граде Китеже», «Младе», «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Сне на Волге» и инстр. произв. А. С. Аренского и т. д.: М. И. Глинка. «Иван Сусанин», действие 3-е, Свадебный хор. Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка», действие 4-е. Гимн Яриле Солнцу. В 20 в. С. т. влились в общую систему нерегулярной ритмики и стали применяться наравне с другими, напр. А. Шёнбергом, П. Хиндемитом. Рядом композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.) продолжена и развита линия ритмики рус. музыки 19 в. Б. Барток применил «болгарские ритмы» («alla bulgarese»). В ритмике О. Мессиана С. т. приобрели вид «ритмов с дополнит. длительностью» типа, сблизившись с принципами ритма некоторых восточных народов. В. Н. Холопова. |