СМЕТАНА (Smetana) Бедржих (2 III 1824, Литомишль - 12 V 1884, Прага) - чеш. композитор, дирижёр, пианист, муз.-обществ. деятель. Учился игре на скрипке у отца, пивовара, любителя музыки. С 5-летнего возраста участвовал в домашнем музицировании, играя на скрипке. Игре на фп. вначале обучался под рук. Я. Хмелика, который записал ранние композиторские опыты С. (записи утеряны). В 1830 впервые выступил публично как пианист; позднее учился у кантора Ф. Икавеца (фп.). В школьные годы в Праге и Пльзене С. играл в камерных ансамблях и оркестрах, сочинял для них танцы («Луизина полька» и др., 1840-42). Затем совершенствовался в игре на фп. и изучал теорию композиции у известного чеш. педагога, слепого музыканта Й. Прокша в его школе в Праге (закончил курс обучения сочинением фп. сонаты g-moll). В эти годы С. познакомился с Г. Берлиозом, К. и Р. Шуманами, концертировавшими в Праге. Р. Шуман помог ему глубже понять музыку Шопена, ощутить патриотич. пафос творчества этого композитора. Фп. произв. Ф. Шопена и Ф. Листа С. исполнял во время первой конц. поездки по Чехии, предпринятой вскоре после окончания школы Прокша (концерты не имели успеха, и С. долго не выступал как пианист). С сер. 1840-х гг. С. начал серьёзно заниматься композицией, зарабатывая на жизнь частными уроками фп. игры. Первое изданное произв.- «6 характерных пьес» для фп. (ор. 1, соч. 1848). Под впечатлением революц. событий в Праге в 1848 написал «Песнь свободы» для хора (её называли «чеш. Марсельезой»; распространялась среди восставших как листовка, позднее написан вариант для голоса с фп.), «Марш студенческого легиона» и «Марш Национальной гвардии» для симф. оркестра. Первое крупное симф. сочинение С.- «Торжественная увертюра» (1849). В 1849 С. открыл собств. муз. школу, в которой преподавала и его жена - пианистка Катаржина С. (урожд. Коларж), также ученица Прокша. Школа С. на протяжении многих лет была центром конц. и просветит. деятельности передовых чеш. музыкантов. В этот период С. сочинял преим. польки - «3 поэтические польки», «Нашим девушкам», «Свадебные сцены» и др. (все эти пьесы, в отличие от ранних, выходят за рамки жанра танц. музыки). Подобно Шопену, С. на основе нар. танца создавал поэтичные картины из нар. жизни. Обстановка, сложившаяся в Чехии после подавления революции, смерть трёх дочерей и болезнь жены побудили С. временно оставить родину. В 1856-61 жил в Швеции; преподавал фп. игру и руководил муз. объединениями в Гётеборге, выступал как пианист и дирижёр, много сочинял. Под влиянием Листа, у которого С. неоднократно бывал в Веймаре, написал 3 программные симф. поэмы - «Ричард III», «Лагерь Валленштейна» и «Гакон Ярл» - первые значит. произв. чеш. музыки в этом жанре. Написанные на сюжеты произведений, созданных писателями разных стран, эпох и стилей (У. Шекспир, Ф. Шиллер, дат. поэт А. Эленшлегер), эти поэмы связаны идейной общностью; они отражают передовые свободолюбивые идеи борцов за независимость Чехии. Вернувшись в Прагу весной 1861, С. возглавил движение за самобытное развитие нац. чеш. муз. культуры. Он организовывал концерты, выступал как дирижёр с муж. хором «Глагол пражский», для которого создал ряд хоров на слова чеш. поэтов, писал статьи, призывая к расширению муз. репертуара и популяризации музыки чеш. и др. слав. композиторов. Однако осн. усилия С. были направлены на создание нац. оперы. Это было особенно важно в период патриотич. подъёма, активизации т. н. будительского движения (возникло в кон. 18 в.; его деятели стремились к возрождению нац. культуры и чеш. языка, развитию которых препятствовали австр. власти). В Праге в эти годы шли гл. обр. нем. оперы. Однако с завершением строительства «Временного театра» возникла необходимость в чеш. репертуаре. Поставив перед собой задачу заложить основы всех важнейших жанров нац. оперы, С. начал одноврем. работать над героико-патриотич. оперой «Бранденбуржцы в Чехии» и комической - «Проданная невеста» (обе на либр. К. Сабины), трагич. оперой «Далибор» и эпической «Либуше» (обе на либр. Й. Венцига). Содержание первой оперы - изгнание чужеземцев из Чехии в 13 в. - живо ассоциировалось с современностью; музыка оперы, пронизанная песенно-маршевыми интонациями и ярко характеризующая нар. восстание, оказывала сильное воздействие на чеш. слушателя. Опера «Бранденбуржцы в Чехии» получила высокую оценку критики и была удостоена премии. Музыка «Проданной невесты», основанная на интонациях чеш. нар. песен, а также танцев с их живыми ритмами (скочна, полька, дупак, фуриант), отличается проникновенным лиризмом; опера имела огромный успех, благодаря которому С. в 1866 получил пост гл. дирижёра оркестра «Временного театра» в Праге. По инициативе С. и под его руководством были поставлены оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки (дирижировать последней в Прагу по приглашению С. приезжал на премьеру в 1867 М. А. Балакирев), позднее - «Галька» Монюшки. С. продолжал быть активным организатором муз. жизни города - руководил муз. секцией «Умелецкой беседы», основал абонементные симф. концерты (проходили в здании театра), знакомившие чеш. публику с лучшими произв. мирового муз. искусства - включал в программы классич. музыку и сочинения совр. чеш. и др. слав. композиторов, в т. ч. орк. произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского (позднее из абонементных концертов возникла Чеш. филармония). В 1868 состоялась премьера оперы «Далибор», исполненной протеста против феод. гнёта (в основе сюжета - судьба благородного рыцаря, который погиб, защищая угнетённых). Смелые модуляции, насыщенная звучность оркестра, героич. мелодии фанфарного характера дали повод реакц. критике упрекать С. в «вагнеризмах», отходе от традиций чеш. нац. музыки. Опера «Далибор» вскоре была снята с репертуара, и при жизни С. постановка не возобновлялась (клавир был издан друзьями С. незадолго до смерти композитора к его 60-летию). Патриотич. направленность творчества С. настораживала проавстрийски настроенные реакц. круги. Враждебные ему критики из лагеря т. н. старочехов препятствовали мн. патриотич. начинаниям С. В ответ на требование устранить С. с поста гл. дирижёра «Временного театра» с меморандумом в его защиту выступили представители передовой общественности (среди деятелей чеш. культуры - поэт Я. Неруда), высоко оценивавшие общенар. значение прогрессивной муз.-обществ. деятельности С. Начал выходить журн. «Dalibor», возглавивший кампанию по защите композитора и названный так в знак протеста против снятия оперы с репертуара. В 1874 С. создал комич. оперу «Две вдовы» (либр. Э. Цюнгеля), продолжавшую направление, которое он развивал в «Проданной невесте», но включавшую в муз. ткань интонации гор. песни. В том же году написаны первые 2 симф. поэмы из цикла «Моя родина», выдающегося произв. чеш. классики. (Симф. поэма «Вышеград» из этого цикла и опера «Две вдовы» были последними сочинениями, созданными композитором до наступления глухоты; С. полностью потерял слух в окт. 1874. Симф. поэмы «Влтава» - наиболее популярная из цикла «Моя родина», и «Шарка» были начаты при первых симптомах болезни.) Вынужденный из-за глухоты оставить пост оперного дирижёра и испытывая материальные затруднения, С. поселился в доме мужа дочери, лесничего Й. Шварца в дер. Ябкенице (близ Праги). Однако он продолжал творч. деятельность, и в последние 10 лет жизни им были созданы: оперы «Поцелуй», «Тайна», «Чёртова стена» и I д. оперы «Виола» (все на либр. Э. Красногорской), а также «Пражский карнавал» для симф. оркестра, ряд вок. произв. (гл. обр. для муж. хора), 2 струн. квартета, «Чешские танцы» и др. фп. произв., а также последние симф. поэмы из цикла «Моя родина» - «Из чешских полей и лесов», «Табор», «Бланик». Согласно замыслу автора, музыка всего цикла должна была звучать единым гимном родине. Опираясь на традиции создателей романтич. программного симфонизма (гл. обр. Ф. Листа), С. в работе над симф. поэмами использовал историч. материалы, популярные нар. легенды и предания. Образы древней Чехии, символом которой является легендарный Вышеград - первооснова чеш. гос-ва, чередуются с поэтич. картинами природы и нар. празднеств. Через весь цикл проходит идея бессмертия и величия чеш. народа; воспеваются неприступная твердыня гуситов Табор и гора Бланик, в глубине которой спят воины, пока звук трубы не позовёт их на бой за освобождение родины. Музыка цикла ярко национальна, построена на интонациях чеш. нар. мелодий (в поэме «Табор» разрабатывается подлинная тема одной из лучших гуситских песен «Кто же вы, божьи воины?»). В сочинении ярко проявляются мастерство С. в области орк. колорита, его полифонич. искусство (особенно в поэме «Из чешских полей и лесов»). В истории чеш. симфонизма цикл «Моя родина» занимает такое же важное место, как «Проданная невеста» в истории чеш. оперы. Этим циклом С. утвердил классич. традиции чеш. симф. музыки - демократизм, нац. самобытность, патриотич. устремлённость, традиции, получившие затем развитие в произв. А. Дворжака и сыгравшие решающую роль в формировании творчества чеш. композиторов след. поколений. (Из-за призывного, патриотич. характера музыки исполнение цикла «Моя родина» в оккупированной гитлеровцами Чехословакии было запрещено.) Камерную музыку С. писал гл. обр. в периоды, связанные с трагич. событиями личной жизни. Свою скорбь, вызванную смертью первой дочери, он отразил в фп. трио. Потеряв слух, композитор излил свою горечь в 1-м струн. квартете «Из моей жизни», имеющем автобиографич. содержание. Но несмотря на субъективный характер чувств, выраженных в музыке, и трагич. окраску одного из финальных эпизодов (в болезненном состоянии композитор слышал мучившее его звучание - Аs-dur`ный секстаккорд в 4-й октаве; в квартете - это пронзительное верхнее е), музыка этого произв. отличается большими художеств. обобщениями; она говорит о мужественной борьбе с невзгодами, воспевает вечное обновление, радость творч. труда. Пражское общество камерной музыки, куда С. представил это сочинение, сочло его технически неисполнимым. Лишь благодаря содействию друга С. поэта Й. Срб-Дебрнова 1-й струн. квартет был исполнен в 1878 в его доме, затем в публич. концерте (на альте играл А. Дворжак); вскоре квартет стал известен и в др. странах. 2-й струн. квартет по эмоциональному содержанию является продолжением 1-го; его программа - жизнь и страдания музыканта, потерявшего слух. Несмотря на полную потерю слуха, С. неск. раз выступил как пианист; сбор с концертов пошёл на восстановление здания сгоревшего Нац. театра. С той же целью С. 28 IX 1881 в последний раз дирижировал оркестром, будучи уверен, что оркестранты его не подведут, а имя привлечёт много слушателей. Исполнение оперы «Либуше» состоялось в присутствии С. в 1883, в день открытия Нац. театра (автор назвал её «торжественной картиной»). Опера написана в монументально-эпич. стиле и посвящена воспеванию мудрости, славы и силы чеш. народа, это - муз. сказание о его деяниях и бессмертии; в опере отразились глубокие патриотич. чувства композитора. (Опера «Либуше», с её торжественной музыкой, исполняется в ЧССР в дни нац. празднеств; увертюра часто звучит как самостоят. симф. произв.) 25 II 1884 тяжело больной композитор вынужден был прекратить работу над партитурой оставшейся незавершённой оперы «Виола» (по «Двенадцатой ночи» Шекспира). Через два с половиной месяца С. умер. С. сыграл исключит. роль в развитии чеш. муз. культуры. Опираясь на опыт мастеров мирового муз. искусства, он творчески развил нац. муз. традиции, в т. ч. старших современников В. Томашека и P. Шкроупа. Произв. С., прозванного «чешским Глинкой», отличаются яркой нац. самобытностью, они положили начало расцвету чеш. нац. музыки и утвердили её мировое значение. Реалистическое и в то же время обладающее романтич. чертами новаторское искусство С. завоевало признание ещё при жизни композитора в разных странах, в т. ч. в России. 30 XII 1870 (11 I 1871) в Мариинском театре в Петербурге была впервые поставлена «Проданная невеста» (в СССР пост. в 1937; первая постановка - в Ленингр. Малом оперном театре); симф. камерные и хор. сочинения С. широко исполняются сов. оркестрами, ансамблями и хор. коллективами. После смерти С. пачалась систематич. публикация его произв. В 1910-27 в Праге выходил прогрессивный муз. журн. «Smetana» (основан З. Неедлы). В ЧССР издаётся собрание сочинений С. (с 1940). Именем С. названы один из лучших конц. залов и Дом музыки в Праге. Здесь находится также Музей С., филиалы которого имеются в Литомишле и Ябкенице; Музей С. открылся и в Гётеборге. Ежегодно в день смерти С. исполнением симф. цикла «Моя родина» начинается междунар. муз. фестиваль «Пражская весна». Основные даты жизни и деятельности 1824. - 2 III. В Литомишле в семье пивовара, любителя музыки Франтишека С. родился сын Бедржих. 1828. - Обучение музыке под рук. отца, участие в домашнем музицировании (партия скрипки в квартете Й. Гайдна). 1830. - 4 X. Первое публич. выступление в качестве пианиста (фп. переложение увертюры к опере «Немая из Портичи» Ф. Д. Э. Обера).- Занятия в школе пиаристов (монашеский орден). 1831. - Переезд семьи С. в Ииндржихув-Градец.- Обучение игре на фп. под рук. Ф. Икавеца. 1832. - Первые сохранившиеся композиторские опыты - галоп (Кvapik) для фп. и др. 1836-39. - Занятия в школе в Немецки-Броде (ныне Гавличкув-Брод). 1839-40. - Учёба в Праге. 1843. - 8 IX. Окончание школы в Пльзени. 1843-46. - Занятия композицией под рук. Й. Прокша в его муз. школе в Праге. 1846. - 10 IV. Встреча в Праге с Г. Берлиозом. 1847. - Знакомство в Праге с К. и Р. Шуманами.- Лето. Конц. турне по зап. Чехии. 1848. - 23 III. Первое письмо С. к Ф. Листу. - 18 V. Получение разрешения на открытие частной муз. школы.- Участие в революц. обществе «Согласие». 1849. - 20 IV. Исполнение под упр. Ф. Шкроупа первого крупного орк. соч. С. «Торжественная увертюра».- Открытие С. собств. муз. школы в Праге.- 27 VIII. Женитьба на Катаржине Коларж, пианистке. 1851. - Публикация в Лейпциге (по рекомендации Ф. Листа) «6 характерных пьес» для фп. ор. 1, посв. Листу. 1856. - Встреча с Листом в Праге. Отъезд в Гётеборг. 1856-61. - Жизнь в Гётеборге (Швеция), с неоднократными поездками в Прагу. Конц. выступления в городах Швеции (первое - 23 X 1856, последнее - 19 III 1861 в Гётеборге). 1857. - Посещение Листа в Веймаре. 1859. - 19 IV. Смерть жены.- 29 V - 14 VI. Поездка на съезд молодых нем. музыкантов в Лейпциг, затем в Веймар по приглашению Листа. Знакомство с Г. Бюловым и А. Н. Серовым. 1860. - 10 VII. Женитьба на Беттине Фердинандовой. 1861. - Возвращение в Прагу из Гётеборга.- Дирижирование муж. хором «Глагол пражский» (осн. 2 X), организация концертов хор. обществ в Праге.- Конц. турне по Нидерландам и Германии. 1862. - 5 I. Выступления в Праге в авторском концерте в качестве дирижёра («Лагерь Валленштейна» и «Ричард III»), а также с фп. соч.- 1 X. Открытие (совм. с Ф. Геллером) муз. школы.- Первые выступления в муз. прессе (в журн. «Slavoj», позднее, в 1864, - в «Narodnн listэ»). 1863. - 23 IV. Завершение оперы «Бранденбуржцы в Чехии». - 30 X. Избрание С. на пост дирижёра «Глагола пражского». 1865. - 4 III. Первое выступление в качестве дирижёра произв. М. И. Глинки (исполнялась его «Камаринская»). 1866. - Премьера «Бранденбуржцев в Чехии».- 15 III. Завершение «Проданной невесты».- 30 V. Премьера «Проданной невесты» (под упр. автора).- 13 IX. Назначение С. гл. дирижёром «Временного театра». 1868. - 16 V. Премьера под упр. С. оперы «Далибор» в день торжеств. закладки здания Нац. театра.- Начало «борьбы за Сметану». 1871. - 11 I. Пост. «Проданной невесты» в Мариинском театре в Петербурге - первое исп. за рубежом. 1872. - 14 IV. Исп. под упр. С. увертюры к «Либуше». - 15 X. Открытие С. оперной школы при «Временном театре». 1874. - 15 I. Завершение оперы «Две вдовы».- 27 III. 1-е исп. оперы «Две вдовы» под упр. С.- 1 VII. Начало заболевания (глухота). - 7 IX. Уход с поста гл. дирижера «Временного театра» (из-за усилившейся глухоты).- 20 X Полная потеря слуха. - 18 XI. Завершение партитуры «Вышеграда».- 8 XII. Окончание симф. поэмы «Влтава» 1875. - 20 II. Завершение «Шарки».- 18 X. Завершение симф. поэмы «В чешских лугах и лесах». - 14 III. Первое исп. симф. поэмы «Вышеград». - 4 IV. Первое исп. симф. поэмы «Влтава». 1876. - 3 VI. Переезд С. с женой и детьми от 2-го брака к дочери Жофии в Ябкенице.- 7 XI. Премьера оперы «Поцелуй» в Праге (под упр. А. Чеха). 1877. - 17 III. Первое исп. симф. поэмы «Шаркa».- Избрание С. почетным членом общества «Умелецка беседа» и хора «Глагол пражский». 1878. - 15 III. Премьера оперы «Две вдовы» (2-я ред.). - 18 IX. Премьера оперы «Тайна». 1879. - 29 III. Первое исп. квартета «Из моей жизни». 1880. - 18 IX. Торжество в Литомишле в честь С., установление мемориальной доски. 1881. - 11 VI. Премьера «Либуше» под упр. Чеха в связи с торжеств. открытием Нац. театра.- 12 VIII. Пожар в Нац театре (здание сгорело).- 28 IX. Исп с оркестром Нац театра увертюры к «Либуше» (последнее дирижёрское выступление С., пораженного глухотой).- Концерт в честь С. в связи с 50-летием его пианистич деятельности, первое исп. «Вечерних песен» (специально написаны к этому юбилею), а также симф. поэм «Табор» и «Бланик».- 4 X. Выступление в качестве пианиста в г. Писек (последнее появление на конц. эстраде).- XII. Пост. оперы «Две вдовы» в Гамбурге. 1882. - 5 V. 100-е исп. «Проданной невесты».- 29 X. Премьера оперы «Чертова стена».- 5 XI. Первое исп. всего симф. цикла «Моя родина» (под упр. А. Чеха). 1883. - 12 III. Завершение 2-го струн. квартета.- 14 IX. Завершение «Пражского карнавала». - 18 XI. Исп. «Либуше» на открытии восстановленного Нац. театра.- 23 XI. 1-я пост. на сцене Нац. театра «Проданной невесты» (117-й спектакль после премьеры). 1884. - 25 II. Прекращение композиторской деятельности.- 23 IV. Помещение С. в лечебницу для душевнобольных в Праге.- 12 V. Смерть С.- 15 V. Торжеств. погребение на Вышеградском кладбище (исп. «Проданной невесты» в день похорон в Нац. театре). Изд.: избр. статьи С. объединены в сборники и изданы Й. Рейсером («Статьи и доклады Б. Сметаны» - Reisser J., Clanky a referaty B. Smetany, 1862-65, Praha, 1920) и В. Г. Яркой («Критические статьи Бедржиха Сметаны» - Jarka V. H., кritickй dilo Bedricha Smetany 1858-65, Praha, 1948). Соч.: оперы (все пост. в Праге) - Бранденбуржцы в Чехии (Brambori v Cechach, 1863, 1866, «Временный театр»), Проданная невеста (Prodana nevesta, 1866, там же), Далибор (Dalibor, соч. 1867, пост. 1868, «Новоместский театр»), Либуше (Libuse, 1872 1881, Нац. театр), Две вдовы (Dve vdovy, 1874, «Временный театр»), Поцелуй (Hubicka, 1876, там же), Тайна (Tajemstvн, 1878, Новый чеш. театр), Чертова стена (Certova stena, 1882, там же), Виола (не оконч, по «Двенадцатой ночи» Шекспира, соч 1884, 1-й акт исполнен в 1924), для орк. Триумфальная симфония (Triumfalnн symfonie E-dur, 1854), симф. поэмы - Ричард III (1858), Лагерь Валленштейна (Valdstynuv tabor, 1859), Гакон Ярл (1861), Моя родина (Ma vlast, цикл из 6 симф поэм Вышеград - Vysehrad, 1874, Влтава - Vltava, 1874, Шарка - Sarka, 1875, В чешских лугах и лесах - Z ceskych luhu a haju, 1875, Табор - Tabor, 1878, Бланик - Blanik, 1879), 2 Торжественные увертюры (Slavnostн ouvertury, 1848, 1868), марши - Студенческого легиона (Pochod studentskй legie, 1848), Национальной гвардии (Pochod narodnн gardy, 1848), к Шекспировскому празднеству (Pochod k slavnosti Shakespearove, 1864), полька (1848), Пражский карнавал (Prazsky karneval, 1883), Интродукция и полонез (1883), Венкованка (орк. ред. фп. польки, 1879), музыка для струн. орк., арфы и гармониума к живым картинам - Рыбак (Ryber, по Гёте, 1869) и Суд Либуше (Libusin soud, 1869), камерно-инстр. ансамбли - для скр. и фп. - фантазия (1843), 2 дуэта В родном краю (Z domovinу, 1878), фп. трио (1855), 2 струн. квартета (1-й, Из моей жизни - Z meho zivota, 1876, 2-й - 1883), хоры (муж, с фп.) - Чешская песня (Ceskб pisen, сл. Я. Гвезды, 1860, 2-я ред. для смеш. хора с фп., 1868, 3-я ред. с орк., 1878), Три всадника (Tri jezdci, сл. Ю. В. Яна, 1862), Отщепенец (Odrodilec, сл. А. Метлинского, двойной муж. хор - 1863, 2-я ред., муж. хор - 1864), Земледельческая песня (Rolmckб, сл. В. Трнобранского, 1868), Торжественный хор (Slavnostн sbor, сл. Э. Цюнгеля, 1870), Песнь на море (Pisen na mori, сл. В. Галека, 1877), 3 трехголосных женских хора - Прилетели ласточки (Priletely vlastovicky), Солнце село за гору (Zapad slunce, оба на сл. Й. Сладека) и Моя звезда (Mб hvezda, сл. Б. Пешки, 1878), муж. хоры на сл. Й. Срб-Дебрнова - Приданое (Veno, 1880), Молитва (Modlitba, 1880) 2 лозунга (Dve hesla, для «Глагола пражского», 1882), Наша песня (Nase pisen, 1883), 2 церк. хора - с органом и a cappella для голоса с фп. - Песня свободы (Pisen svornosti, cл. Я. Коллара, 1848), Вечерние песни (Vecernн pisne, сл. В. Галека 1879) для фп. - Бравурный галоп (1840), кадриль (1841), польки, в т. ч. Из студенческой жизни (Ze studentskeho zivota, 1842) и Воспоминание о Пльзени (Vzpominka na Pizen, 1843), Багатели и экспромты (8 пьес, 1844), 8 прелюдий (1845), 6 характерных пьес (Sest charakteristyckych skladeb, 1848), соната (1849), Свадебные сцены (Svatebnн scenэ, 1849), Листки воспоминаний (Listky do pamatniku, 1851), польки - 3 салонные (Tri polky salonnн, 1855), 3 поэтические (Poetickй, 1855), Видение на балу (Videnн na plese, 1858), Беттина полька (Bettina polka, 1859), Воспоминание о Чехии в форме полек (Bzpominky na Cechy ve forme polek, 1859); 4 конц. этюда (1862), конц. фантазия на темы чеш. песен (1862), Мечты (Sny, 1875), Чешские танцы (Ceskй tance, тетр. I - 1877, тетр. II - 1879), для фп. В 4 руки - 2 увертюры (1842), для 2 фп. (в 8 рук) - соната (1850), прелюдии для органа (1846), музыка к спектаклям драм. театра - 2 увертюры для малого орк. к кукольным драмам M. Конецкого «Доктор Фауст» (1862) и «Ольдржих и Божена» (1863), Фанфары к трагедии У. Шекспира Ричард III (для валторн, труб, тромбона, литавр, 1967). Письма: Teige К. (vyd.), Doplsy Smetanovy, Praha, 1896; Dolansky A. (vyd.), Vybor dopisu Bedricha Smetanovy, Praha, 1928; Bartos F., Nemec Z. (vyd.), Z dopisu Bedricha Smetany, Praha, 1947. Дневники: Srb-Debrnov J, Z deniku Bedricha Smetany, Praha, 1902; Dolansky L., В Smetana v letech studenskych, «Nase doba», 1903; No 10, Вartis J., Z deniku В. Smetany, Praha, 1938. |