СМИРНОВ Борис Фёдорович [4 (17) IV 1912, Петербург - 3 V 1971, Москва] - сов. фольклорист и композитор. В 1939 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1940-46 композитор Монг. муз.-драм. театра в Улан-Баторе. В 1946-53 науч. сотрудник Кабинета нар. музыки при Моск. консерватории. В 1952-55 ст. муз. редактор Киностудии документальных фильмов (Москва). Записал много образцов нар. творчества, в т. ч. 40 рус. песен района реки Нерль, 60 песен народов СССР, 600 песен народов Центр. Азии (1940-46), народные скрипичные наигрыши (записаны на родине М. И. Глинки, 1961). Соч.: опера Среди трёх печальных гор (совм. с Б. Дамдинсурэном, 1942); оперетта Пять невест (1946); спектакли с музыкой - Чудесная лимба (1940), Три шарайгольских хана (1943), муз. драма Амур-Сана (1944); для солистов, хора и орк. - Северная кантата (сл. А. Шмульяна, 1939), К 50-летию Чойбалсана (1944); для орк. - симфония (1937, не оконч.), увертюра (1939), сюита (1944); для орк. нар. инструментов - сюита (1944); хоры: для голоса с фп. - цикл на сл. А. Д. Чуркина, песни на сл. Т. Г. Шевченко и др.; обр. негр., азерб., казах. нар. песен, музыка к спектаклям драм. театров и кинофильмам. Лит. соч.: Казахские советские народные песни (с нотным прилож.), «СМ», 1950, No 9; Революционные напевы в крестьянском быту (с нотными примерами), там же, 1955, No 12; Русские гармонисты, там же, 1959, No 1; Старейший народный оркестр, там же, 1959, No 11; Искусство владимирских рожечников, М., 1959, 1965; Русские скрипачи, «СМ», 1960, No 8; Искусство сельских гармонистов, М., 1962; Музыкальная культура Монголии, М., 1963; Песни новой жизни, «СМ», 1967, No 10; О мелосе монгольской народной песни, в кн.: Музыка народов Азии и Африки, М., 1969; Монгольская народная музыка (запись песен и наигрышей, вступ. ст. и коммент.), М., 1971. M. P. Леонова. СМИРНОВ Дмитрий Алексеевич [7(19) XI 1882, Москва - 27 IV 1944, Рига] - русский певец (лирич. тенор). В 1900 окончил Моск. высшее технич. уч-ще, одноврем. с учёбой пел в церк. хоре. Пению обучался у К. И. Кржижановского, затем у А. М. Додонова (в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общества), с 1902 - у Э. К. Павловской. В 1903 дебютировал в театре «Эрмитаж» (партия Джиджи в опере «Каморра» Эспозито), в 1904 был принят в труппу Большого театра, в последующие 2 года (прервав работу в театре) совершенствовался в Париже и Милане. С 1906 снова солист Большого театра, с 1910 пел также в Мариинском театре в Петербурге. В этот же период начал гастролировать за рубежом; долгое время был постоянным партнёром Ф. И. Шаляпина. С огромным успехом выступал в Париже в «Русских сезонах» (Самозванец, Владимир Игоревич), в Монте-Карло (Князь), Милане, Брюсселе (Альмавива в опере «Севильский цирюльник»), Буэнос-Айресе, Монтевидео, в 1910 в Нью-Йорке в театре «Метрополитен-опера», в 1912 - снова в Париже в «Гранд-Опера», затем в Берлине, Риме, Мадриде и др., в 1914 пел в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. С 1920 постоянно жил за границей, гастролируя в Европе и Америке. В 1926 и в сезоне 1928/29 выступал в СССР. В 1935-37 жил в Лондоне, давал концерты. Позже посвятил себя педагогич. деятельности, преподавал пение в Афинской консерватории, затем в Риге. С. - один из крупнейших певцов 20 в., выдающийся мастер бельканто. Обладал виртуозной вок. техникой, «бесконечным» дыханием, лёгкостью подачи звука во всех регистрах (исключит. подвижностью голоса в верхнем регистре), славился совершенной филировкой самых высоких нот, редким умением владеть кантиленой. Иностр. пресса сравнивала исполнение С. с пением Э. Карузо. Наиболее близкими певцу были партии лирич. плана, такие, как Герцог, Ленский, Вертер; Де Грие («Манон» Массне), Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно), Фауст; Рудольф («Богема»), Надир («Искатели жемчуга» Бизе). Пел также партии драм. тенора (Самозванец, Герман, Хозе, Канио), добиваясь впечатляющих результатов благодаря мастерству вок.-сценич. перевоплощения (придавал своему голосу мужественную, «тёмную» окраску). Конц. репертуар С. состоял в основном из произв., в которых певец мог продемонстрировать своё виртуозное вок. мастерство. СМИРНОВ Евгений Дмитриевич (р. 8 III 1936, Иваново) - сов. скрипач. В 1961 окончил Моск. консерваторию у Ю. И. Янкелевича. В 1953-59 артист оркестра Т-ра им. Е. Вахтангова, с 1959 солист и концертмейстер Моск. камерного оркестра. Принимал участие в междунар. муз. фестивалях. Лауреат Междунар. конкурса им. Дж. Энеску (1958, Бухарест). Выступает как участник квартета (1-я скрипка). Гастролирует за рубежом. СМИРНОВ Кузьма Алексеевич [10 (23) X 1917, дер. Шихмамат, ныне Map. АССР - 29 XII 1963, Йошкар-Ола] - советский композитор и фольклорист. Засл. деят. искусств Map. АССР (1951). В 1946 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у Б. А. Арапова (ранее занимался у X. С. Кушнарёва и Д. Д. Шостаковича). В 1949-54 науч. сотрудник Марийского н.-и. института языка, литературы и истории. Значит. заслугой С. была работа по собиранию, изучению и публикации мар. муз. фольклора; записал ок. 700 песен и инстр. наигрышей, осуществил св. 50 обработок мар. нар. песен. Составил сборники: «Марийские песни» (1941, на рус. и мар. яз.), «Песни восточных мари» («Эрвел марий муро», 1951), «120 песен луговых мари» (1955), «Песни горных мари» (1961) и др. Автор произв. для симф. оркестра, которые явились первой попыткой вывести мар. музыку из фольклорно-этнографич. рамок. Соч.: муз. драма - Айвика (1948, Т-р им. Шкетана, Йошкар-Ола); муз. комедия - Новые плоды (У Саска, 1964, там же); кантата - Слава Партии (1956); для орк. - симфонии (1947, 1955), Сернурская сюита (1960); симф. фантазия на горно-марийские темы (1948), симф. поэма В старину (1940), симф. картины - Весна и Вечер в Морках (1934); для скр. и фп. - пять вариаций на мар. тему; фп. и скр. миниатюры; музыка к спектаклям драм. театра, песни на слова мар. поэтов; обр. нар. мар. песен. |