СМОЛЕНСКИЙ Степан Васильевич [8 (20) X 1848, Казань - 20 VII (2 VIII) 1909, Васильсурск] - русский музыковед, палеограф, хор. дирижёр и педагог. Окончил юридич. и филологич. ф-ты Казанского университета, получил домашнее муз. образование (играл на фп. и скрипке). С нач. 1870-х гг. руководил студенч. хором, преподавал пение, а также изучал крюковые нотные рукописи. К сер. 80-х выпустил первые труды. Сблизился с Д. В. Разумовским, после смерти которого был приглашён С. И. Танеевым в Моск. консерваторию. В 1889-1901 вёл здесь курс истории рус. церк. пения и одноврем. возглавлял Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения. В 1901-03 управляющий Придв. певч. капеллой в Петербурге. В результате конфликта с духовенством вышел в отставку; занимался науч. деятельностью (как чл. Об-ва любителей древней письменности выступал с докладами, статьями, лекциями; в 1906 прочёл курс в Петерб. университете), организовал частные регентские курсы. С. - один из виднейших представителей рус. муз. медиевистики. Впервые опубликовал мн. ценные памятники рус. муз. культуры, в т. ч. «Азбуку знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца» (изд. 1888). В 1910 была издана отредактированная С. и с его предисл. ««Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого». В работах С. утверждается мысль о близости др.-рус. культовой и нар. музыки. Большое внимание уделял исследованию ритмики и структуры духовных и светских стихов. Несмотря на субъективное истолкование некоторых историч. фактов и реставраторские тенденции, работы С. представляют значит. науч. ценность по обилию и новизне материала. Близкий друг и сотрудник Танеева, разделял с ним мысль о плодотворности обращения рус композиторов к др.-рус мелосу. По инициативе С. создан и впервые исполнен руководимыми им хор коллективами ряд соч. С. В Рахманинова, А. Т. Гречанинова, А. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского, С. Н. Василенко. Рахманинов посв. памяти С. «Всенощное бдение» ор. 37. Огромны заслуги С. в развитии Моск. синодального уч-ща церк. пения, занявшего с кон. 19 в. ведущее место в системе рус. хор. образования. Предпринятая С. перестройка работы уч-ща была направлена на углубление общего муз. образования учащихся, привлечение к преподаванию крупных музыкантов, расширение конц. деятельности (циклы историч. концертов и др.; обширный репертуар от Палестрины до Р. Шумана; исполнение новых соч. русский композиторов). Благодаря усилиям С. в уч-ще была собрана уникальная коллекция певч. рукописей (ныне хранится в Отделе рукописей Гос. историч. музея). Светский и просветит. характер деятельности С. в уч. заведениях Москвы и Петербурга вызывал нарекания церк. властей. С высоко ценили П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др. Соч.: Заметки об обучении пению в учительских семинариях и народных школах, «Семья и школа», 1881, т. 2; Курс хорового церковного пения, [кн. 1-4], Казань, 1885, СПБ, 1911; Краткое описание древнего (XII-XIII вв.) знаменного Ирмолога…, Казань, 1887; Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и «Азбуки певчей» Александра Мезенца, Казань, 1887; Обзор исторических концертов Синодального уч-ща церковного пения в 1895 г., M., 1895; Памяти Анатолия Александровича Эрарского, «РМГ», 1897, No 12; О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском синодальном училище церковного пения, там же, 1899, No 3-14; 80 и 60 лет назад, там же, 1900, No 15-17; О древнерусских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк, СПБ, 1901; Памяти Д. С. Бортнянского, «РМГ», 1901, No 39-40; О «Литургии» ор. 41 соч. Чайковского, там же, 1903, No 42-43; О теноре Иванове, сопутствовавшем Глинке в Италию, там же, 1903, No 47; О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии, СПБ, 1904; Памяти В H Пасхачова, «РМГ», 1905, No 9-10; О колокольном звоне в России, там же, 1907, No 9-10; О первом всероссийском в Москве регентском съезде, «Хоровое и регентское дело», 1909, No 1; О регентском училище в г. С.-Петербурге, там же, 1909, No 2, 4; О русской церковно-певческой литературе с половины XVI в до начала влияния приезжих итальянцев, там же, 1910, No 1, 3, 5, 6; Значение XVII века и его «кантов» и «псалмов» в области современного церковного пения так наз. «простого напева», в кн. Музыкальная старина, изд H. Финдейзена, вып. 5, СПБ, 1911. |