СМОЛИЧ Дмитрий Николаевич (р. 11 IV 1919, Петроград) - сов. режиссёр оперы. Засл. деят. искусств Груз. ССР (1953), засл. деят. искусств РСФСР (1958), нар. арт. УССР (1960), нар. арт. БССР (1964). Чл. КПСС с 1956. Деп. Верх. Совета БССР 5-го созыва. Сын Н. В. Смолича. В 1941 окончил оперно-драм. студию К. С. Станиславского (Москва). В 1941-55 режиссёр Укр. театра оперы и балета, в 1955-58 гл. режиссёр Челябинского, в 1958-62 Одесского, в 1962-69 Белорус театров оперы и балета. С 1970 гл. режиссёр Укр. театра оперы и балета. Среди пост.: оперы «Травиата» (1945), «Севильский цирюльник», «Кармен» (обе в 1946), «Галька» (1947), «Иван Сусанин»; «Тарас Бульба» Лысенко (в ред. Л. Н. Ревуцкого и Б. Н. Лятошинского) (обе в 1953), «Пиковая дама», «Демон», «Борис Годунов» (все в 1954), «Молодая гвардия» (1955), «Абесалом и Этери» (1972), «В бурю»; «Ярослав Мудрый» Майбороды (обе в 1973), «Гугеноты» (1974), «Иркутская история» Карминского (1977) - в Укр. театре оперы и балета; «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1954) - в Груз. театре оперы и балета; «Чио-Чио-сан», «Князь Игорь», «Пиковая дама» (все в 1956); «Город юности» Шантыря (1957) - в Челябинском театре оперы и балета; «Макбет» Верди (1959), «В степях Украины» Сандлера (1962), «Назар Стодоля» Данькевича (1963) - в Одесском театре оперы и балета; «Кето и Котэ» Долидзе, «Обручение в монастыре» (1962); «Джоконда» Понкьелли, «Орестея» Танеева, «Отелло»; «Ясный рассвет» Туренкова (все в 1963); «Октябрь» Мурадели (1964), «Трубадур» (1965); «Брестская крепость» Молчанова, «Алеся» Тикоцкого (обе в 1967), «Когда опадают листья» Семеняко (1968), «Железный дом» Тамберга, «Хованщина» (в ред. Д. Д. Шостаковича) (обе в 1969), «Эрнани» (1970) - во Львовском театре оперы и балета; «Пробуждение» Колодуба (1977) - в Днепропетровском театре оперы и балета; «Айни» Сайфеддинова (1978) - в Тадж. театре оперы и балета. За постановку оперы «Золотой обруч» Лятошинского (Львовский театр оперы и балета, 1970) удостоен Гос. пр. УССР (1971). И. Г. Нисневич. СМОЛИЧ Николай Васильевич [12 (24) VI 1888, Петербург - 31 VII 1968, Москва] - сов. режиссёр. Нар. арт. СССР (1944). Чл. КПСС с 1946. Учился на историко-филологич. ф-те Петерб. университета (1905-08). В 1911 окончил драм. курсы при Петерб. театр. уч-ще (учился у С. И. Яковлева и В. Н. Давыдова). В 1916 начал режиссёрскую деятельность в драм. театре. С 1922 (одноврем. с работой в Петрогр. акад. театре драмы) режиссёр Гос. театра оперы и балета (с 1935 - Т-р оперы и балета им. Кирова). Поставил здесь оперы: «Травиата» (1923), «Севильский цирюльник» (1924), «Гугеноты» (1935, 1951), «Кармен» (1950). В 1924-30 худ. рук. и директор Ленингр. Малого оперного театра, где его работа была особенно плодотворной. С. способствовал утверждению совр. тематики в муз. театре, впервые на сов. сцене осуществил пост. опер: «Нос» (1930), «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1934) Шостаковича, «Именины» Желобинского (1935), «Свадьба Кречинского» Пащенко (1949). Среди пост. в этом театре также: «Золотой петушок» (1923); «Там, где жаворонок поёт» (1923) и «Жёлтая кофта» (1925) Легара, «Испанский соловей» на музыку М. де Фалья (1924), «Прыжок через тень» (1927) и «Джонни наигрывает» (1928) Кшенека, «Снегурочка» (1928), «Евгений Онегин» (1937); «Разбойники» Оффенбаха (1948), «Суворов» Василенко (1952), «Дон Карлос» (1955). В 1930-36 гл. режиссёр, в 1947- 1948 режиссёр Большого театра (Москва), в 1938-47 гл. режиссёр, худ. рук. и директор Укр. театра оперы и балета (Киев). В числе работ в этих театрах: «Загмук» Крейна (1930), «Отелло» (1932), «Тихий Дон» (1936), «Фауст» (1949); «Перекоп» Мейтуса, Рыбальченко и Тица (1939), «Шевченко» («1847 год») Йориша (1940), «Честь» Жуковского (1947), «Тарас Бульба» Лысенко (1941, 1947). Ставил также спектакли в Ленингр. театре муз. комедии, Моск. театре оперетты, Груз. и Арм. театрах оперы и балета, Петрозаводском муз.-драм. театре. В 1961-63 преподавал в Моск. консерватории. Лит. соч.: Секрет успеха - в творческой смелости и самостоятельности, в кн.: Ленинградский государственный ордена Ленина академический Малый оперный театр, Л., 1961. |