СОБЕСКИЙ (Sobieski) Мариан (14 VI 1908, Милославице - 25 X 1967, Варшава) - польск. муз. этнограф. Изучал музыковедение под рук. Л. Каменьского и В. Гебуровского в Познанском университете (1928-35), где затем работал в качестве ассистента Каменьского, специализируясь в области муз. этнографии; одноврем. занимался в Познанской консерватории (муз.-теоретич. предметами и по классу скрипки). Инвентаризируя костёльные и гор. архивы, обнаружил многие произв. неизвестных польских композиторов 18 в. В 1935-39 работал в качестве ассистента в Областном фонографич. архиве при кафедре музыковедения Познанского университета. Все собранные им материалы погибли во время 2-й мировой войны 1939-45, как и подготовленная им диссертация о симфониях неизвестных польский композиторов 18 в. С 1945 руководил Зап. фонографич. архивом в Познани, организовал работу по собиранию и изучению польского фольклора, в 1947-50 руководитель секции музыки в Гос. институте по изучению нар. музыки, с 1950 руководитель Лаборатории по изучению нар. музыки Гос. института искусств в Варшаве (с 1959 Ин-т искусств при Польской АН). С 1954 читал лекции по муз. этнографии в Ин-те музыковедения при Варшавском университете. Один из ведущих польских муз. фольклористов- этнографов, С. собрал и записал на магнитофонную ленту св. 64 000 польских нар. песен и танцев, осуществил ряд публикаций образцов областного нар. муз. творчества, был составителем ряда фольклорных сборников; проводил эту работу совм. с женой Я.Собеской-Петрушиньской (р. 14 X 1909), его соавтором по многим трудам; среди них - «Народная песня и её проблематика» («Piesn ludowa i jej problemy», «Poradnik Muzyczny», 1947, No 1-3, 6/7, 8/9, 11, 1949, No 1, 2), «Проблемы народной музыки в Польше» («Zagadnienie muzyki ludowej w Polsce», «RMz», 1948, rok 4, No 2), «Предписание по вопросам собирания польских песен и инструментальной народной музыки» («Instrukcja w sprawie zbierania polskiej piesni i muzyki ludowej», «Muzyka», 1950, No 2), «Диафония в Пенинах» («Diafonia w Pieninach», там же, 1952, rok 3, No 9-10); «Tempo rubato у Шопена и в польской народной музыке» («Tempo rubato u Chopina i w polskiej muzyce ludowej», там же, 1960, rok 5, No 1), «Музыкальная транскрипция наигрышей польского фольклора» («Transkrypcja muzyczna dokumentalnych nagran polskiego folkloru», там же, 1964, rok 9, No 3-4). Она также собрала и опубликовала много образцов фольклора разных областей Польши, написала ряд науч. работ по муз. фольклористике и этнографии, в т. ч. о волынках - «Великопольские волынки» («Dudy wielkopolskie», 1936) и «Великопольские сесеньки» («Wielkopolskie siesienki», в сб.: Polska sztuka ludowa, 1948, No 1); «Материалы по изучению польского музыкального фольклора» («Materiafy do nauki o polskim folklorze muzycznym», cz. 1-3, 1959-1962) и др. Соч.: Polska muzyka ludowa, в сб. Materialy do studiow…, t. 5, [Warsz.], 1951; Obhcze tonalne polskiej muzyki ludowej, в сб. Studia musikologiczne, t. 1, Warsz., 1953; Znaczeme zbiorow О. Кolberga dla polskiej kultury muzycznej, «Muzyka», 1961, rok 6, No 1. З. Лисса. |