СОГЕ (Sauguet; наст. имя и фам. - Анри Пьер Pупар; Poupard) Анри (р. 18 V 1901, Бордо) - французский композитор. Чл. франц. Академии изящных искусств (1975). Композиции обучался у Ж. Кантелуба и Ш. Кеклена. В юности был органистом в сельском соборе близ Бордо. В 1921 по приглашению заинтересовавшегося его произв. Д. Мийо переехал в Париж. С нач. 20-х гг. С. поддерживал тесную творч. и дружескую связь с членами «Шестёрки», с 1922 - участник «Аркёйской школы», руководимой Э. Сати. По признанию С., на становление его творчества сильное влияние оказали соч. К. Дебюсси (в 1961 С. посв. ему кантату-балет «Дальше, чем день и ночь» для смешанного хора a cappella и тенора), а также Ф. Пуленка и А. Онеггера. Тем не менее уже первые соч. С. не лишены индивидуальных черт. Их отличают выразит. мелодика, близкая франц. нар. песне, ритмич. острота. Нек-рые его сочинения написаны с применением серийной техники; экспериментировал и в области конкретной музыки. С. - один из видных франц. композиторов 20 в., автор сочинений разл. жанров. Творч. облик композитора характеризуют прочная связь его эстетич. интересов и вкусов с франц. нац. традицией, отсутствие академич. предвзятости в решении художеств. проблем, глубокая искренность высказываний. В 1924 С. успешно дебютировал как театр. композитор одноактной оперой-буфф (на собств. либретто) «Султан полковника». В 1936 завершил работу над оперой «Пармская обитель», начатую ещё в 1927. Для труппы «Русских балетов» С. П. Дягилева С. написал балет «Кошка» (по мотивам произв. Эзопа и Лафонтена; пост. в 1927 в Монте-Карло; балетм. Дж. Баланчин), принёсший композитору большой успех (менее чем за 2 года было дано ок. 100 представлений; балет и ныне считается одним из лучших произв. С.). В 1945 в Париже состоялась премьера балета С. «Ярмарочные комедианты» (посв. Э. Сати) - одного из его наиболее популярных муз.-сценич. произв. Автор ряда симф. сочинений. Его Аллегорическая симфония (в духе лирич. пасторали для симф. оркестра, сопрано, смешанного и детского хоров) поставлена в 1951 в Бордо в виде красочного хореографич. представления. В 1945 написал «Искупительную симфонию», посв. памяти жертв войны (исп. в 1948). С. принадлежат камерная и органная музыка, музыка ко мн. франц. фильмам, в т. ч. к сатирич. комедии «Скандал в Клошмерле». В своей музыке для кино, радио и телевидения удачно использует всевозможные электроинструменты. Выступает как муз. критик в разл. парижских газетах. Принимал участие в основании журн. «Tout а vous», «Revue Hebdomadaire», «Кandid». В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в работе общества «Музыкальная молодёжь Франции». В 1962 и 1964 посетил СССР (его произв. исполнялись в Москве). Соч.: оперы, в т. ч. Султан полковника (Le Plumet du Colonel, 1924, T-p Елисейских полей, Париж), Контрабас (La contrebasse, по рассказу А. П. Чехова «Роман с контрабасом», 1930), Пармская обитель (La Chartreuse de Parme, по роману Стендаля; 1939, «Гранд-Опера», Париж), Капризы Марианны (Les caprices de Marianne, 1954, Экс-ан-Прованс); балеты, в т.ч. Кошка (La Chatte, 1927, Монте-Карло), Давид (1928, «Гранд-Опера», Париж, пост. Идой Рубинштейн), Ночь (La Nuit, 1930, Лондон, балетм. С. Лифарь), Ярмарочные комедианты (Les Forains, 1945, Париж, балетм. Р. Пти), Миражи (Les Mirages, 1947, Париж), Корделия (1952, на Выставке искусства 20 в. в Париже), Дама с камелиями (La Dame aux camelias, 1957, Берлин), 5 этажей (Les Cinq йtages, 1959, Базель); кантаты, в т. ч. Дальше, чем день и ночь (Plus loin que la nuit et le Jour, 1960); для opк. - симфонии, в т. ч. Искупительная (Symphonie expiatoire, 1945), Аллегорическая (Allegorique, 1949; с сопрано, смеш. хором, 4-гол. детским хором), Симфония ИНР («Symphonie INR», 1955), Из третьего века (Du Troisieme Age, 1971); концерты с opк. - 3 для фп. (1933- 1963), Концерт Орфея для скр. (1953), конц. мелодия для влч. (1963; исп. 1964, Москва); камерно-инстр. ансамбли - 6 лёгких пьес для флейты и гитары (1975), фп. трио (1946), 2 струн. квартета (1941, 1948), сюита для 4 саксофонов и органа Молитвы (Oraisons, 1976); фп. пьесы; вок. сюита на 12 стих. М. Карема для баритона и фп. «Я знаю, что он существует» (1973), пьесы для органа, романсы, песни и др. |