СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio, от назв. муз. звуков соль и фа). 1) То же, что сольмизация. 2) Уч. предмет, входящий в цикл муз.-теоретич. дисциплин. Целью С. является воспитание слуха, осознание элементов муз. речи и их роли в муз. произв. С. призвано развивать мелодич. и гармонич. память, представление о ритмич. соотношениях муз. звуков, о тембре, о некоторых элементах муз. формы и т. п. Муз. материалом, на котором проводится воспитание слуха, служат специально созданные упражнения или отрывки, подобранные из художеств. литературы. С. включает три осн. формы: а) сольфеджирование, т. е. пение мелодий с произнесением назв. звуков, а также исполнение одногол. и многогол. певческих упражнений (гамм, интервалов, аккордов и др.), б) муз. диктант, в) слуховой анализ. Все эти формы представляют единый комплекс логически последовательных упражнений и используются во взаимодействии, способствуя гармонич. развитию слуха музыканта. В сов. уч. заведениях применяется система фиксированного, т. е. абсолютного, звучания до. Существуют и др. системы, в т. ч. релятивная (подвижное до), цифровая. Абсолютная система основывается на изучении лада и тональности, пользующийся ею должен точно представлять себе ступени лада в данной тональности. По курсу С. имеется обширная методич. и уч. литература. В развитие этой дисциплины ценный вклад внесли выдающиеся музыканты Франции, Германии, Италии, США, Венгрии, Болгарии, Польши и др. стран. В числе русских и советских музыкантов, плодотворно работавших в этой области, - К. К. Альбрехт, Н. М. Ладухин, А. И. Рубец, М. Г. Климов, П. Н. Драгомиров, В. В. Соколов, И. И. Дубовский, Н. И. Демьянов, В. В. Хвостенко, А. Л. Островский, С. Е. Максимов, Б. В. Давыдова, Д. А. Блюм, Б. К. Алексеев и др. 3) Спец. вокальные упражнения, гл. обр. с сопровождением фп., которые исполняются на гласные буквы и служат для развития голоса вокалиста. В СССР они наз. вокализами. 4) Название пьесы для клавира Ф. Э. Баха, пьесы для голоса с фп. Р. Щедрина. |