СОЛЛЕРТИНСКИЙ Иван Иванович [20 XI (3 XII) 1902, Витебск- 11 II 1944, Новосибирск] - советский музыковед, литературовед и театровед. В 1923 окончил Ин-т истории искусств в Петрограде, в 1926-29 был там же в аспирантуре (история муз. театра). Консультировался по вопросам теории музыки и дирижирования у Н. А. Малько. В 1924 окончил романо-германское отделение ф-та обществ. наук Ленингр. университета. С 20-х гг. вёл педагогич. работу в ленингр. высших уч. заведениях, в т. ч. в Хореографич. уч-ще, Ин-те сценич. пск-в (Театральный институт), Ин-те истории искусств, Педагогич. институте. В 1930-31 и 1935-41 преподавал в Ленингр. консерватории (курсы: история западноевроп. музыки, история эстетич. учений, история театра, муз. драматургия; с 1939 профессор). В 1929-44 работал в Ленингр. филармонии редактором, лектором, зав. репертуарной частью; с 1940 её художеств. руководитель. С 1924 выступал как муз. критик. Выдающийся учёный, критик, оратор, полемист, С. сыграл важную роль в муз. жизни Ленинграда 20-30-х гг. Он обладал большой эрудицией в вопросах литературы, музыки, философии и театра, феноменальной памятью, знал более 20 иностр. языков. Исключительна деятельность С. в качестве лектора филармонии. Яркий и блестящий дар устной речи позволял С. в увлекательной, живой форме воссоздавать образ композитора, раскрывать его творч. замыслы и характер их воплощения в художеств. произв. Вступит. слова С. к филармонич. концертам содействовали воспитанию культуры слушателей Ленинграда, формированию новой, пролетарской аудитории. В качестве члена Художеств. советов ленингр. муз. театров С. активно влиял на отбор репертуара, принимал горячее участие в создании сов. оперы, становлении сов. балета. Плодотворной была и его работа во главе секции муз. критики Лениигр. отделения CК РСФСР. Тесно общался с ленингр. композиторами, в первую очередь с Д. Д. Шостаковичем, который был его ближайшим другом, оказывал им действенную творч. помощь. Перу С. принадлежат первые на рус. языке работы о Г. Малере, К. В. Глюке, Ж. Оффенбахе, Б. Сметане, А. Шёнберге и др. Внёс важный вклад в разработку проблем симф. драматургии и драматургии оперного либретто, романтизма. Соч.: Жизнь и театральное дело Жана-Жоржа Новерра, в кн.: Новерр Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927; Французский театр XVIII века в переоценке моралистов третьего сословия, в сб.: О театре. Временник Отдела истории и теории театра, сб. 3, Л., 1929; Густав Малер, Л., 1932; Жак Оффенбах, Л., 1933; Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия в эпоху военного коммунизма, в кн.: История советского театра (1917-1921), [т. 1], Л., 1933; Симфонические поэмы Рихарда Штрауса, [Л.], 1934; Арнольд Шёнберг, Л., 1934; Гектор Берлиоз, [Л.], 1935; Оноре Бальзак, в сб.: Утраченные иллюзии. Хореографический роман, Музыка Б. В. Асафьева, [Л.], 1936; Бедржих Сметана, в сб.: «Проданная невеста». К постановке оперы…, [Л.], 1937; Глюк, М.-Л., 1937; Избранные статьи о музыке, Л.-М., 1946; Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, доп. под назв. Исторические этюды. Критические статьи, т. 1-2, Л., 1963; Статьи о балете, Л., 1973. |