СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ (наст. фам. - Соловьёв) Василий Павлович [12 (25) IV 1907, Петербург - 2 XII 1979, Ленинград] - советский композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1967). Герой Социалистич. Труда (1975). Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го созывов. В 1936 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у П. Б. Рязанова. Проф. муз. деятельность начал в 1925 в качестве пианиста-импровизатора на ленингр. Радио, в студии художеств. гимнастики и в самодеят. коллективах. В начале Великой Отечеств. войны 1941-45 организатор и худ. рук. фронтового эстрадного театра «Ястребок». В 1948-64 председатель правления Ленингр. отделения CК РСФСР. В 1957-74 секретарь CК СССР. С 1960 секретарь CК РСФСР. С.-С. - один из крупнейших мастеров сов. песенного творчества. Его песни приобрели огромную популярность и вошли в быт миллионов людей. Как композитор начал творч. путь в 30-х гг., написав героич. балладу («Гибель Чапаева») и песни для массового исполнения на празднествах («Песня о Ленинграде» и др.). В период Великой Отечеств. войны создавал бытовые лирич. песни, выражающие всенародные идеи и чувства. Ввёл в сов. песенное искусство новых героев: небольшой коллектив друзей-моряков с одного корабля («Вечер на рейде»), бойцов из одной землянки («Соловьи», «Давно мы дома не были»), воина или труженика - скромного и доброго простого паренька («Играй, мой баян», «На солнечной поляночке», «Поёт гармонь за Вологдой»). Через частное, конкретное (любовь солдата к родным местам, его грусть по любимой девушке или незлобивую шутку) С.-С. передал в своей лирике высокие душевные качества сов. людей, их патриотизм, стойкость, оптимизм. Такой же обобщающий смысл имеют образы любимого города и рус. природы, темы дружбы и любви в его послевоенных лирич. песнях («Наш город», «Вечерняя песня», «Песня о России», «Услышь меня, хорошая»). Среди них особо выделяется песня «Подмосковные вечера», ставшая своего рода междунар. муз. эмблемой Сов. России. Широчайший отклик нашли также лирич. песни С.-С, посв. воспоминаниям о войне и её героях («Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Баллада о солдате»), мирному труду сов. людей («Моя родная сторона»), солидарности молодёжи в борьбе за мир («Если бы парни всей земли»). Наряду с лирическими в 40-60-х гг. композитор создавал шуточные песни («Как за Камой за рекой», «Едет парень на телеге»), воинские марши и строевые армейские песни («Марш нахимовцев», «В путь», «Солдат - всегда солдат»). В них, как и в песенной лирике композитора, образы героев отмечены добродушным юмором. В 60-70-х гг. С.-С. написал на слова Г. Я. Горбовского вок. циклы, в которых сочетаются жанровые признаки песни и романса. С песенным творчеством тесно связана работа С.-С. в области музыки для театра и кино, где он продолжил традиции И. О. Дунаевского, строя на песенной основе развитые муз. сцены. В балете «Тарас Бульба», опереттах «Верный друг», «Самое заветное», музыке к фильмам «Небесный тихоход», «Первая перчатка» и др. сочинениях широко использованы интонации нар. и сов. песни; ряд номеров написан в куплетной форме. Муз. стиль С.-С. отличается яркостью рус. нац. склада. В его творчестве синтезируются разл. традиции нар. и бытовой музыки (интонации рус. крестьянской лирики, гор. романса, рабочих и революц. гимнов, частушки, нар. инстр. музыки, включая балалаечные и гармошечные наигрыши). Вместе с тем песенный язык композитора неповторимо индивидуален. Особенное своеобразие придаёт песням С.-С. тонкое претворение ритмоинтонаций рус. речи и импровизац. приёмов нар. музыкантов (отступления от строгой квадратности, ритмич. «подхваты» и «перебои»), благодаря чему его музыка обретает обаяние непосредственного и непринуждённого высказывания. Мн. песни С.-С. получили широкое междунар. признание. Ленинская пр. (1959), Гос. пр. СССР (1943, 1947). Соч.: балеты - Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, 1940, Ленингр. театр оперы и балета; 2-я ред. 1955; там же), В порт вошла «Россия» (1963, там же); оперетты и муз. комедии - Верный друг (1945, Куйбышевский театр оперы, балета и муз. комедии; Ленингр. театр муз. комедии), Самое заветное (1951, Моск. театр оперетты), Олимпийские звёзды (1962, Ленингр. театр муз. комедии), Восемнадцать лет (1967, там же), У родного причала (1970, Одесский театр муз. комедии), Жил-был Шельменко (1978, Тернопольский театр муз. комедии); песни (св. 400), в т. ч. на сл. З. Н. Александровой - Гибель Чапаева (1936); на сл. Н. В. Глейзарова - Едет парень на телеге (1946), Марш нахимовцев (1949); на сл. Г. Я. Горбовского - циклы Северная поэма (1967) и Светлые песни (1973, в т. ч. Песня о России); на сл. В. М. Гусева - Таёжная (1938), Как за Камой за рекой (1943), Когда песню поёшь (1943); на сл. Л. Н. Давидович - Играй, мой баян (1941); на сл. Е. А. Долматовского - Если бы парни всей земли (1957); на сл. М. А. Дудина - В путь (1955); на сл. М. В. Исаковского - Не тревожь ты себя, не тревожь (1944), Услышь меня, хорошая (1945); на сл. Ю. Капустина - Разговор с городом (1971); на сл. В. И. Лебедева-Кумача - О чём ты тоскуешь, товарищ моряк (1942), На лодке (1946); на сл. М. Л. Матусовского - Подмосковные вечера (1956), Солдат - всегда солдат (1959), Баллада о солдате (1961); на сл. С. Г. Острового - Песня о краснодонцах (1946); на сл. Л. И. Ошанина - Вёрсты (1951), Там, говорят, бураны (1961), Сёстры, сёстры (1963); на сл. А. А. Прокофьева - Баллада о солдатском сне (1944), Наша Родина - Россия (1944); на сл. Е. И. Рывиной - Песня о Ленинграде (1936); на сл. А. И. Фатьянова - На солнечной поляночке (1943), Ничего не говорила (1944), Соловьи (1944), Давно мы дома не были (1945), Наш город (1945), цикл Сказ о солдате (1947, Поёт гармонь за Вологдой, Где же вы теперь, друзья-однополчане, и др.), Где ж ты, мой сад (1948), Что нам ветры (1954); на сл. С. Б. Фогельсона - Матросские ночи (1945), Пора в путь-дорогу (1945), Моя родная сторона (1947), Дорога, дорога (1957), Что солдату надо (1965); на сл. А. Д. Чуркина - Казачья кавалерийская (1936), Вечер на рейде (1941), Вечерняя песня (1957); музыка к художеств. кинофильмам (36), в т. ч. «Одиннадцатое июля» (1938), «Небесный тихоход» (1945), «Первая перчатка» (1946), «Счастливого плавания» (1949), «Чемпион мира» (1954), «Максим Перепелица» (1955), «Она вас любит» (1956), «Очередной рейс» (1958), «Иван Рыбаков» (1961), «Донская повесть» (1964), «Виринея» (1969), «Открытая книга» (1973); музыка к мультипликац., науч.-популярным и документальным кинофильмам (15); музыка к драм. спектаклям и радиопостановкам (ок. 40). Лит. соч.: За музыкальную правду эпохи. Статьи, заметки, выступления, М.-Л., 1972. |