СОНОРИЗМ, соноряка, сонористика, сонорна ятехника (от лат. sonorus - звонкий, звучный, шумный; нем. Кlangmusik; польск. sonorystyka), - вид совр. техники композиции, использующий гл. обр. красочные звучания, воспринимаемые как высотно недифференцированные. Специфика С. (как «музыки звучностей») - в выдвижении на первый план краски звучания, а также моментов перехода от одного тона или созвучия к другому. Определённая красочность (фонизм) всегда присуща звучанию музыки, как многоголосной (окраска аккордов, созвучий, возникающая при их сопоставлении и зависящая также от расположения, регистра, тембра, скорости гармонич. смен, структурных особенностей), так и одноголосной (окраска интервалов в связи с регистром, ритмом, структурными особенностями), однако в разл. стилях она проявляется (тем более автономизируется) не в одинаковой мере, что зависит от общей идейно-художеств. направленности муз. творчества, отчасти и от нац. своеобразия стиля. Элементы сонорной трактовки гармонии развивались в музыке начиная с 19 в. в связи со стремлением к конкретности и чувственной определённости муз. образов, к муз. изобразительности и проявились наиболее ярко во франц. и славянской музыке (некоторые предпосылки С. можно найти в нар. инстр. музыке мн. нац. культур). Историч. предформы С. - колоризм гармонии (см., напр., эпизод Des7> - Des от такта 51 в ноктюрне b-moll Шопена), воссоздание некоторых особенностей нар. музыки (напр., подражание звучанию кавказских нар. инструментов в виде квинтаккорда g - d1 - а1 - е2 в «Лезгинке» из оперы «Руслан и Людмила»), подбор структурно-однородных аккордов по фонич. признаку (напр., аккорды затмения в опере «Князь Игорь»), красочные пассажи-фигурации и пассажи-каденции (напр., во 2-й репризе ноктюрна Des-dur Шопена; в фп. ноктюрне No 3 Листа), изображения вихрей, порывов ветра, бури (напр., «Франческа да Римини», «Буря», сцена в казарме из «Пиковой дамы» Чайковского; «Шехеразада» и «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова), особая тембровая трактовка созвучий, гл. обр. при взаимодействии с тембрами ударных (напр., тритон в лейтмотиве Лешего из оперы «Снегурочка»). Выдающийся пример, близкий совр. типу С., - сцена колокольного звона из оперы «Борис Годунов» (вступление ко 2-й картине). О С. в точном значении термина можно говорить лишь применительно к музыке 20 в., что обусловлено сложившимися в ней нормами муз. мышления, особенно гармонич. языка. Невозможно полностью и однозначно разграничить точную высотность (музыку тонов) и сонорность (музыку звучностей); нередко отделить сонорную технику от др. (несонорных) видов композиторской техники бывает затруднительно. Поэтому классификация С. в известной мере условна; она выделяет лишь наиболее важные пункты и предполагает переходы и совмещение типизируемых разновидностей. В системе классификации разновидности С. располагаются в порядке постепенного удаления от исходного пункта - явлений обычной тональной техники. Логически первый этап автономизации С. - сонорно трактованная гармония, где происходит заметное смещение внимания с восприятия высотно-дифференцированных звучаний на восприятие высотно-недифференцированных «темброзвуков». Развитая К. Дебюсси техника параллелизмов показывает эволюцию этого процесса: аккордовая цепь воспринимается как одноголосное последование темброво окрашенных звуков (с этим приёмом сходна техника параллельно-диссонантных блоков в джазе). Примеры сонорно окрашенной гармонии: балеты «Дафнис и Хлоя» Равеля («Рассвет»), «Петрушка» Стравинского (начало 4-й картины), «Золушка» Прокофьева («Полночь»), оркестровая пьеса ор. 6 No 4 Веберна, песня «Серафита» Шёнберга. H. H. Сидельников. Русские сказки, 4-я часть. В др. случаях сонорная трактовка гармонии выступает как оперирование созвучиями тембрового назначения («сонорами»). Таков начальный «аккорд-сонор» в «Прометее» Скрябина, осн. аккорд в пьесе Веберна ор. 10 No 3 для оркестра, разноголосая полигармония перед репризой вступления к балету «Весна священная». Сонорную окраску обычно имеют созвучия-кластеры (произведения Г. Коуэлла и др.). Сонорными могут быть не только аккорды, но и линии (см., напр., 2-ю симфонию Шостаковича до цифры 13). Объединение сонорных аккордов и линий создаёт сонорные пласты (чаще всего при взаимодействии с пластами тембров), напр. поток 12-звучий в финале 2-й симфонии Прокофьева (2-я вариация), во 2-й симфонии Лютославского, в «Звонах» для оркестра Щедрина. Дальнейшее углубление С. связано с отрывом от высотной дифференцированности и проявляется, напр., в обращении к музыке для ударных инструментов (см. «Египетские ночи», «Тревогу» Прокофьева, антракт ко 2-й картине 2-го д. оперы «Нос» Шостаковича). В конце концов С. от сонорно трактованного тона приводит к сонорно трактованному шуму (нем. Geräusch), причём этот материал включает два разл. элемента - муз. шумы (неоэкмелика) и внемузыкальные шумы (относящиеся к области т.н. конкретной музыки). Техника оперирования подобными элементами и многое в их выразительном значении либо весьма сходны, либо совпадают. Сонорными муз.-шумовыми звучаниями начинается, напр., «Трен» Пендерецкого. H. H. Сидельников. Русские сказки, 4-я часть. К. Пендерецкий. «Плач по жертвам Хиросимы». Т.о., С. оперирует как собственно сонорными средствами (муз. шумами, тембровыми пластами, звукокрасочными комплексами, звучаниями без определённой высоты), так и средствами некоторых других видов техники (тональной, модальной, серийной, алеаторной и др.). Композиц. техника С. предполагает выбор определ. звукового материала (его выразительность находится в прямой, а не в условной связи с художеств. замыслом соч.), распределение его по отделам произв. в расчёте на избираемую линию развития, индивидуально разработанный план целого. Муз. процесс такого рода связан со стремлением к целенаправленному развитию звучности, образующему закономерные подъёмы и спады, которые отражают движение психологической подосновы музыкальной экспрессии. С. более непосредственно, чем тоновая музыка, способен создавать разного рода красочные эффекты, в частности воплощать в музыке звуковые явления внешнего мира. Так, традиционный для рус. классич. музыки образ колокольного звона находит в С. новое воплощение. Преимуществ. область применения С. - муз. произведения, в которых большое значение имеют звуко-красочные эффекты: «потоки сине-оранжевой лавы, вспышки и мерцание далеких звезд, сверкание огненных мечей, бег бирюзовых планет, фиолетовые тени и круговорот звукоцвета» (О. Мессиан, «Техника моего музыкального языка»). См. также Фонизм. |