СОППА (итал. zoppa, от zoppo - хромой). 1) Название танца с характерным синкопированным ритмом (напоминает ритм англ. жиги). Пример С., принадлежащей Дж. Б. Витали (1692; приводится по изд.: Tirchi L., L'arte musicale in Italia nei seccoli XIV-XVII. v. 7, Milano, 1908): 2) Итал. термин, применявшийся в 17 в. для обозначения синкопированного ритма (alla zoppa), который, ввиду широкого распространения в Ломбардии (см., напр., сочинения Дж. Б. Саммартини, И. К. Баха, живших в Милане, столице Ломбардии), именовался ломбардским ритмом или ломбардским стилем (итал. stile lombardo). Этот ритм был распространён также в англ. музыке 17 в. - у Г. Пёрселла, Дж. Блоу и др. Г. Бесселер отмечает его в темах фуг И. С. Баха: из вступления (Concerto) в кантате No 152 и A-dur для органа (BWV 536). Аналогичный ритмич. рисунок характерен длч многих нар. муз. культур, напр. шотландской, американо-негритянcкой, венгерской и др.: Б. Барток. Обработка венгерской народной песни. В муз. словаре И. Г. Вальтера («Musicalisches Lexikon», Lpz., 1732) встречается выражение «Coantrapunto alla zoppa» (франц. Contrepoint boiteux) - «синкопированный («хромающий») контрапункт», которое подразумевает построение с синкопированным контрапунктирующим голосом. |