СОРС, Сор (Sors) Xoce Фернандо и Макарио (13 II 1778, Барселона - 10 VII 1839, Париж) - испан. гитарист и композитор. Муз. образование получил в монастыре Монтсеррат (1790-95). Игре на гитаре учился у Ф. Моретти в Мадриде. Жил в Париже, Лондоне, а также в Москве (1823-28), где ставились его муз.-сценич. произведения (жена С., танцовщица и балетмейстер Ф. Гюллень-Сор, работала в Большом театре). Получил известность как виртуоз-гитарист, сыгравший выдающуюся роль в развитии гитарного искусства 1-й пол. 19 в. Успех выступлений С. в Москве, Петербурге, Париже (его игру высоко ценили Л. Керубини, Э. Н. Мегюль, Г. Берлиоз) и Лондоне (был первым гитаристом, выступившим в концерте Филармонич. общества) способствовал возрождению интереса к гитаре как сольному инструменту. Высокохудожеств. сочинения С. для гитары раскрывают богатые звуковые и полифонич. возможности этого инструмента (многие из них входят в репертуар крупнейших совр. гитаристов, в т.ч. А. Сеговии); издаются в разных странах (Р. С. де ла Маса издал в своей ред. 30 этюдов С). С. принадлежит ставшая классической «Школа для гитары», в которой указываются способы звукоизвлечения, аппликатура. Им введена новая постановка левой руки, даётся описание устройства инструмента (советами С. пользовались при изготовлении гитар мастера И. Панормо в Лондоне и Шредер в Петербурге). «Школа» была переведена на разл. языки, в т.ч. английский («Method for the Spanish guitar», ed. by A. Merrick; переизд. в Нью-Йорке в 1971); отд. части её опубликованы на рус. яз. в журн. «Гитарист». Автор опер, в т.ч. «Телемак на острове Калипсо» («Il Telemaco nell'isola di Calipso», 1797, Венеция, Барселона); балетов «Благородный сеньор» («El Senor generoso», Лондон, 1820), «Прекрасная Арсена», «Альфонс и Леонора, или Любовник-живописец», «Сандрильона» (все три пост. в 1824 в Москве), «Геркулес и Омфала» (1826, Москва) и др., 2 симфоний, 3 струн. квартетов, фп. пьес, вок. ансамблей. Среди соч. для гитары - сонаты, в т.ч. 2 большие, 6 дивертисментов, фантазии, вариации, этюды, танцы; для 2 гитар - дивертисмент, пьеса «Два друга» («Los dos amigos»), «Воспоминание о России» («Souvenir de Russie», дуэт, осн. на мелодиях рус. нар. песен, 1880; пьеса переработана H. Костом). 9 этюдов и 4 менуэта переизд. Б. Мирандой («Album de guitare XIII», P., 1961), этюды - P. Кьезой («Studi per chitarra», Milano, 1966), 24 этюда - H. Альфонсо («24 Etudes choisies pour guitarre», Brux., 1970). Соч.: Methode pour la guitare, Bonn, 1830, то же, R., 1832. |