СПЕНДИАРОВ (Спендиарян) Александр Афанасьевич [20 X (1 XI) 1871, Каховка - 7 V 1928, Ереван] - советский композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1926). Окончил юридич. ф-т Моск. университета (1895), обучался игре на скрипке, играл в ансамблях, в студенч. оркестре. Теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского в Москве (1892-1894) и Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге (1896-1900). Долгое время жил в Крыму, где вёл дирижёрскую и муз.-обществ. деятельность. Как композитор С. развивался под влиянием передовой рус. и арм. культуры. Общался с А. К. Глазуновым, М. Горьким (на слова которого создал в 1902 балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея», в 1911 - мелодекламацию «Эдельвейс»), М. С. Сарьяном, О. Туманяном. В 1905 выступил в печати с открытым письмом против увольнения Н. А. Римского-Корсакова из состава профессоров Петерб. консерватории. Своим творчеством С. утверждал реалистич. искусство, близкое народу. Композитор тяготел к программной, живописно-картинной музыке, восходящей истоками к нар. творчеству. Его произв. отличаются мелодич. и ритмич. богатством, красочностью гармонич. и орк. средств, нац. колоритом, сдержанным лиризмом и поэтичностью. Создал яркие картины нар. жизни, тонкие зарисовки природы. В ряде произв. С. звучит протест против насилия, социальной несправедливости, призыв к борьбе за свободу, среди них - героич. песня для тенора с оркестром «Туда, туда, на поле чести» (1914, по мотивам романа «Раны Армении» Абовяна, запрещённого царской цензурой), конц. ария «К Армении» (1915, слова И. Ионисяна). За симф. картину «Три пальмы» (1905, по М. Ю. Лермонтову), легенду «Бэда-проповедник» (1907, сл. Я. П. Полонского) и мелодекламацию «Мы отдохнём» (1910, на текст монолога Сони из пьесы «Дядя Ваня» Чехова) получил Глинкинские пр. (1908, 1910, 1912). После Oкт. революции 1917 С. активно включился в строительство социалистич. культуры. Руководил самодеят. хорами и оркестрами в Крыму, был одним из организаторов муз. школы, обрабатывал нар., а также революц. песни («Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Красное знамя» и др.). Выступал с авторскими концертами в Москве, Ленинграде и др. городах. С 1924 жил в Ереване, где участвовал в работе Ин-та науки и искусства, консерватории, в организации симф. оркестра, муз. издательства, выступал как дирижёр. Творчество С. достигло в этот период наивысшего расцвета. В это время композитор интенсивно работает над героико-патриотич. оперой «Алмаст» по поэме О. Туманяна «Взятие Тмкаберта» об освободит. борьбе арм. народа в 18 в. против перс. завоевателей, замысел которой относится к 1916. Написанная в традициях рус. оперной классики, опера «Алмаст» отличается яркой нац. самобытностью, содержит колоритные массовые сцены (хоры, танцы), выразит. характеристики действующих лиц, драматически насыщенные эпизоды. Творчески использовав подлинные образцы и претворив интонац. особенности арм. нар. музыки и перс. мугамов, С. создал на их основе развёрнутые оперные формы со сквозным симф. развитием и сложной и разветвлённой системой лейтмотивов. С. сыграл выдающуюся роль в становлении арм. нац. композиторской школы, в формировании её эстетич. принципов, стилистич. особенностей. Опираясь на традиции рус. классич. музыки, он обогатил арм. музыку новыми идеями, темами, расширил круг жанров и выразит. средств, заложил основы национального симфонизма. В Ереване создан Дом-музей С. Имя С. присвоено Арм. театру оперы и балета (1939). В Ереване издаётся Полн. собр. соч. С. в 11 тт. (т. 1-10, 1943-71). Соч.: опера Алмаст (соч. 1916-28, ред. М. О. Штейнберга, пост. 1930, филиал Большого театра, Москва; 1933, Арм. театр оперы и балета; 1939, Арм. театр оперы и балета, на сцене Большого театра, Москва, во время Декады арм. литературы и искусства); для орк. - Концертная увертюра (1900), Крымские эскизы (2 сюиты, 1903, 1912), Три пальмы (симф. картина, 1905), Концертный вальс (1907), Эриванские этюды (1925); для хора с оркестром - Несжатая полоса (элегия, 1902, сл. Н. А. Некрасова); для голоса с орк. - Туда, туда, на поле чести (героич. песня, 1914, по мотивам романа «Раны Армении» Абовяна), К Армении (конц. ария, на сл. И. Ионисяна), Гариб бибул (по Саят-Нове, 1925); для хора и фп. - кантата Памяти B. В. Стасова (1907); песни, романсы, мелодекламации, вок. ансамбли, хоры (на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Горького, А. А. Голенищева-Кутузова, Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, А. А. Мея, А. П. Чехова, А. Цатуряна, Р. Патканяна и др., также на нар. тексты); обр. нар. песен (арм., рус., укр. и др.). Лит. соч.: Автобиография, «СМ», 1938, No 4; Письма. Сост. К. Г. Григорян, Ер., 1962, и др. |