СПИРИЧУЭЛ (от англ. spiritual - духовный) - духовные песни амер. негров, важнейший жанр их муз. фольклора. Возникли в юж. штатах США в период рабства, получили широкую известность в 70-80-е гг. 19 в. С. обобщили афр. и англо-кельтские художеств. истоки; в их поэтич. текстах и музыке нашли претворение многие черты англо-кельтских баллад и протестантских гимнов, преображённые и обогащенные носителями искусства С. - неграми в соответствии с их собств. художеств. традициями. С. - синтетич. жанр, возникший в процессе взаимодействия двух нац. культур. По существу он представляет собой осн. жанр т.н. афро-амер. фольклора США. Поэтич. тексты С. в большинстве случаев прямо или косвенно связаны с библейскими образами, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собств. повседневной жизни. Тексты С. представляют собой только своего рода программный заголовок; музыка в них всецело господствует. В её основе всегда лежит легко доступная и выразит. мелодия, своеобразная в ладовом и ритмич. отношениях. Гексахордные и пентатонич. попевки сочетаются в ней с постоянными колебаниями между мажорной и минорной терциями (т. н. блюзовая тональность), сообщающими музыке экзотич. оттенок; часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмич. своеобразие мелодий С. определяется прежде всего сочетанием характерных ритмич. формул европейского происхождения с элементами синкопирования. С. поются хором a cappella, образуя гетерофонного склада ткань со сложной системой подголосков. При этом осн. напев с большим мастерством импровизационно варьируется всеми участниками. Т.о., С. исполняются как коллективная импровизация, чем определяются особая свежесть и непосредственность их звучания, большая впечатляющая сила. С. передают преим. глубоко трагич. настроения, чувство веры, им свойственны одухотворённость и искренность, подлинная поэтичность. Порой в С. звучат и ноты протеста, не чужды им и юмористич. темы. Наряду со сдержанными С. распространены и яркоэмоциональные, включающие экстатические юбиляции, выкрики. После Гражданской войны 1861-65 в США появились нотные записи С. и их обработки в виде произв. для сольного пения с инстр. сопровождением (банджо). В таких обработках мелодии богато орнаментировались; гармонизация представляла собой сложный сплав подголосочной полифонии с традиц. европ. функциональной гармонией. Выработались и некоторые типичные для С. обороты и приёмы изложения (последования 2 и более септаккордов, получившие назв. «парикмахерские гармонии», запрещённый в акад. гармонии параллелизм и др.). Эти полупрофессиональные сольная и нар. хор. разновидности взаимодействовали, влияя и на светские жанры негр. фольклора, в т.ч. на песни социального протеста. Многие американский композиторы 19-20 вв. использовали в произв. мелодии и общий склад С. В их числе - Дж. Гершвин (сцена похоронного причитания и молитва во время грозы в опере «Порги и Бесс»), Р. Гольдмарк («Негритянская рапсодия» для оркестра), Дж. Пауэлл («Негритянская рапсодия» для фп. и оркестра). А. Дворжак в 9-й симфонии («Из Нового Света», 1893) воспользовался напевами С. для воссоздания локального амер. колорита. Изд.: Вurlin N., Hampton series of Negro-folk songs, v. 1-4, N. Y., 1918-19; Johnson J. W., The book of American Negro spirituals, N. Y., 1925. |