СТАБИНГЕР (Stabingher, Staubinger) Матиас (ок. 1750, город в Германии - 1815, Венеция) - немецкий композитор, дирижёр и флейтист. С 1772 жил во Франции (Лион, Париж), получил известность как флейтист-виртуоз и композитор (автор сочинений для флейты). С 1777 и после 1800 работал в Италии. В Милане, Флоренции, Болонье, Генуе поставлены его 2 оперы и 2 балета; писал также камерно-инстр. музыку. Опера С. «Хитрость Беттины», написанная для оперного театра Флоренции, исполнялась также в Дрездене и Генуе. В 1782 служил клавесинистом в варшавском оперном «Театре Бельки». В кон. 1782-83 и в 1785 - ок. 1800 работал в Москве, дирижировал в Петровском театре, организовывал концерты. Для рус. сцены создал 2 оперы (на либр. Д. П. Горчакова) и интермедии. Оставил автобиограф ич. заметки о пребывании в Польше («Biografia critica. Notizie sigl'Italiani in Polonia», рукопись). Соч.: оперы - Покинутая Калипсо (Calipso abbandonata, 1777, Милан, «Ла Скала»), Хитрость Беттины (L'Astuzzie di Bettina, 1784, Флоренция), Смерть Арриго VI (La morte d'Arrigo VI…, 1784, Болонья), Счастливая Тоня (1786, Москва; 1801, Петербург), Баба-Яга (1801, Петербург); балеты - Приключение Иркана (Le avventure d'Ircana, 1779, Милан), Поражение Амазонки (La sconfitta delie Amazzoni, 1779, Милан), Триумф Александра (Il Trionfo d'Alessandro, 1779, Венеция) и др. (многие не пост.); оратории - Освобождённая Вефулия (Betulia liberata, 1783, Москва), Пигмалион (1787, там же); кантаты, в т.ч. Похищение Европы (La reconciliation de l'Europe, 1801); камерно-инстр. ансамбли (годы изд.) - 6 дуэтов для флейт (Париж, 1776), 6 сонат для 2 флейт с basso continuo (там же, 1776), 6 сонат для фп. и скр. (1786, Москва), неск. струн. трио, квартет для флейты и струнного трио; 6 конц. квартетов для флейты, 2 скр. и влч. (1792), конц. секстет для флейты, 2 скр., влч. и 2 валторн (1792) и др. |