СТАМИЦ (Stamic, Staimiz, Stainiz, Stamitz, Steinmetz) Антонин ( крещен 27 XI 1750, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия - после 27 X 1796, вероятно, Париж) - чеш. скрипач и композитор. Младший сын Яна Вацлава Антонина С., брат Карела С. Учился у отца, брата и К. Каннабиха. В 1764-70 2-й скрипач в Мангеймской капелле. В 1770 сопровождал брата в Страсбург и Париж, в 1772 впервые выступил как солист в «Духовных концертах» в Париже, в том; же году концертировал в венском Об-ве музыкантов, в 1774 снова выступал в Вене. Приобрел известность как виртуоз-скрипач, альтист, а также исполнитель на виоль д'амур (в 1774 играл на этом инструменте в концерте в Вене). С 70-х гг. жил в Париже, где преподавал игру на скрипке. Среди учеников - Р. Крейцер (1778-80-е гг.). В 1782-89 служил в корол. капелле в Версале. С. продолжал традиции мангеймской школы. Автор многочисл. произв., гл. обр. инструментальных. Соч.: 15 симфоний, 6 конц. симфоний, 6 двойных концертов (преим. для 2 скр.) с орк., концерты для разл. инструментов с орк., в т.ч. 15 для скр., неск. для альта, 5 для фп., l для флейты, l для гобоя и др., 90 инстр. дуэтов для разл. инструментов (гл. обр. для 2 скр.), 18 струн. трио, 54 струн. Квартета. СТАМИЦ (Stamic, Stamitz) Ян Вацлав Антонин (Иоганн Венцель Антон) (19 VI 1717, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия - 27 III 1757, Мангейм) - чеш. композитор, скрипач, дирижёр. С 6-летнего возраста учился игре на скрипке у отца - Антонина Игнаца С. (1687-1765), кантора, учителя музыки. В 1728-34 приобрёл навыки игры на разл. инструментах и играл в оркестре иезуитской гимназии в Йиглаве. Испытал влияние чеш. виртуоза скрипача Ф. Мичи. С 1734 работал в Праге. В 1741 придв. музыкант в Пфальце, с 1743 - в Мангейме. В 1742 успешно концертировал во Франкфурте-на-Майне как виртуоз (играл на скрипке, виоль д'амур, виолончели, контрабасе; исполнял и собств. произв.). С 1744 1-й скрипач, с 1748 руководитель Мангеймской капеллы. С Мангеймом связана вся последующая деятельность С. (лишь в 1747-48 дирижировал придв. капеллой и выступал как солист в Штутгарте). Под рук. С. Мангеймская капелла стала одной из лучших в Европе (расширил её состав до 50 оркестрантов; гл. обр. его ученики). Основатель мангеймской школы, С. создал новый конц. стиль орк. исполнения, отличавшийся исключит. сыгранностью оркестрантов, отточенным ритмом, широким использованием длительных динамич. нарастаний и спадов звучности. Реформатор оркестра, С. ввёл в его состав валторны и кларнеты. С 1748 соч. С. (особенно симфонии и концерты) стали исполняться и в др. европ. странах. В 1751, 1754-55 выступал как дирижёр и солист в Париже. В 1755 под упр. С. здесь была исполнена его симфония, в к-рую впервые в истории этого жанра он включил кларнеты. С успехом исполнял сольную партию в своих концертах для скрипки, для виоль д'амур с оркестром; как виртуоз он состязался со скрипачом П. Гавинье. Творчество С. послужило поводом для памфлета Ф. М. Гримма «Маленький пророк из Бёмиш-Брода» (вышел анонимно в 1753). Исполнение С.-скрипача отличали монументальность, богатство динамич. оттенков, сочный тон, блестящая техника двойных нот. Был выдающимся педагогом; среди его учеников (более 30) - К. Каннабих, А. Фильц, Ф. Бек, В. Крамер, а также сыновья Карел и Антонин С. В исполнит. и композиторском творчестве С. воплотил эстетич. идеалы эпохи Просвещения. Его искусство (сохранилось 175 соч.) основано на претворении традиций чеш. нар. музыки, синтезе достижений чеш., австр., нем. и итал. мастеров. С. был новатором и в области формы: разработал предклассич. тип сонатного allegro, 4-частный сонатный цикл; внёс новое, драм. содержание в симфонию и концерт, с чем связано усиление тематич. контрастов, применение напряжённых звучаний, резких динамич. переключений и др. ярких выразит. средств; использовал программность (симфонии «Весенняя», «Немецкая мелодия» и др.). Оказал влияние на формирование творчества чеш., нем., франц., итальянский композиторов 18 в. (Ф. К. Рихтер, И. К. Бах, К. Диттерсдорф, Ф. Госсек, Л. Боккерини и др.). Симфонии Es-dur и G-dur (с гобоем и 2 валторнами) изданы X. Риманом («Denkmäler der Tonkunst in Bayern», Bd 8, Tl 2), симфония для 2 оркестров - Г. Шнайдером (Lpz., 1934), конц. симфония для скрипки, флейты, гобоя, кларнета и 2 валторн - К. Гейрингером (W., 1935). Соч.: для орк. - 74 симфонии, 10 трио; концерты с орк. - 16 для скр., 16 для клавира, для духовых инструментов, в т.ч. для кларнета (первый в истории музыки); камерно-инстр. ансамбли - дуэты для скр., сонаты - для скр. с басом, для влч. с басом; струн. квартеты; сонаты и каприсы для скр. соло; культовая хор. музыка. СТАМИЦ (Stamitz) Карел Филип (7 V 1745, Мангейм - 9 XI 1801, Йена) - чеш. скрипач, исполнитель-виртуоз на виоль д'амур, дирижер и композитор. Сын и ученик Яна Вацлава Антонина С., занимался также у К. Каннабиха, И. Хольцбауэра в Мангейме, у Ф. К. Рихтера в Страсбурге. В 1762-70 служил в придв. Мангеймской капелле, в 1770-94 концертировал как скрипач и исполнитель на виоль д'амур в Париже и Лондоне, Праге, Нюрнберге, где жил нек-рое время (с 1787). В 1770 придв. скрипач у герцога Л. де Ноай в Париже. Выступал и как дирижер в Касселе (1789- 1790). В 1790 жил в Петербурге, концертировал, путешествовал по России. В кон. 1794 или нач. 1795 работал в Иене, руководил т.н. акад. концертами. Как композитор принадлежал к мангеймской школе. Муз.-сценич. соч. С не сохранились, утеряны также многие его инстр. произв. Изданы три 8-гол. и шесть 10-гол. симфоний, в т.ч. «Охота» («La Chasse»). Соч.: опера Победа Дардана… (Dardanens Sieg…, 1800); зингшпиль Влюбленный опекун (Der verliebte Vormund, 1787, Франкфурт); 3 кантаты (1787, 1794, 1801); для сопрано с орк. - 2 ариетты и 2 сцены; ок. 50 симфоний, ок. 25конц. симфоний, свыше 50 концертов с орк., 87 дуэтов, в т.ч. 14 для скр., 12 для 2 флейт, 59 струнных и др.; камерно-инстр. ансамбли - 43 трио, в т.ч. 15 с флейтой, 21 струн. трио, 6 с кларнетом, трио-соната для 2 фп. и скр., 40 квартетов для разл. составов струнных и для духовых, квинтеты, 4 дух. секстета, секстет для виоль да гамба, 2 арф, скр., альта и влч., 6 менуэтов для 2 флейт, 2 арф, 2 скр. и баса, пьесы для 10 и для 12 духовых инструментов, в т.ч. марши, соната для фп. в 4 руки. |