СТАНЧИНСКИЙ Алексей Владимирович [9(21) III 1888, посёлок Оболсуново Шуйского у. ской губ. - начало октября 1914, близ дер. Логачёво Ельнинского у. Смоленской губ.] - русский композитор и пианист. Уже в раннем детстве проявилась муз. одарённость С. Посещая в ученич. годы Москву, брал уроки теории музыки у А. Т. Гречанинова, затем у С. И. Танеева и Н. С. Жиляева, игры на фп. - у И. А. Левина и К. Р. Эйгеса. В 1909 поступил в Моск. консерваторию в класс фп. К. Н. Игумнова, продолжал изучать муз.-теоретич. предметы под рук. Танеева и Жиляева, высоко ценивших дарование С. В 1907-10 создал первые произв. для фп. (ноктюрн, этюды, прелюдии, канон и фугу), а также фп. трио и вок. цикл из 10 песен на сл. Р. Бёрнса (для конкурса «Дома песни»). Осн. произв. написаны в 1911-14, в т.ч. 3 сонаты, 12 эскизов, прелюдии в канонич. форме для фп. Выделяется соната F-dur, привлёкшая внимание моск. критики. Композиторское наследие, свидетельствующее о самобытном таланте, оказалось забытым. Преодолев ранние влияния А. Н. Скрябина, испытав воздействие Э. Грига и Н. К. Метнера, С. создал собств. индивидуальный стиль, в котором прослеживаются историч. связи с русской муз. классикой - от М. И. Глинки до М. П. Мусоргского. Музыка С. объединяет интеллектуально-философское начало с эмоционально-образной стихией, богатством и разнообразием настроений. Обладая большой фантазией и изобретательностью, он добивался стройности произв., отточенности формы. По складу дарования С. отчасти близок молодому С. С. Прокофьеву. Характерные для музыки С. диатоника, свежесть мелодич. и гармонич. языка сочетаются с разнообразными сложными контрапунктич. построениями (техника, выработанная в школе Танеева). При жизни композитора опубликованы издательством П. И. Юргенсона лишь «12 эскизов» для фп. ор. 1. Остались неосуществлёнными мн. творч. замыслы С., в т.ч. задуманные балет и опера на сюжеты народных сказок. В 1926-28 Музгиз издал 3 сонаты, прелюдии, фуги, этюды, Allegro и др. соч. С. В 1960 изданы «Сочинения для фортепиано», в 1966 - струн. трио. |