СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам. - Алексеев) Константин Сергеевич [5 (17) I 1863, Москва - 7 VIII 1938, там же] - драм. актёр, режиссёр, педагог, теоретик театр. искусства. Нар. арт. СССР (1936). В 1898 вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Моск. художеств. театр (ныне МХАТ им. Горького). Род. в семье фабриканта С. В. Алексеева, принадлежавшего к кругу прогрессивных моск. промышленников, любителей искусства. Образование получил преим. домашнее, многостороннее и весьма высокого уровня (общеобразоват. предметы, иностр. языки, музыка, танцы, спорт, разл. ремёсла). В период 1875-81 учился вначале в гимназии, затем в Лазаревском институте вост. языков. Новаторская деятельность С. в области драм. искусства привела к коренной реформе рус. театра. С. заложил фундамент совр. науки о драм. театре. Значителен его вклад в область муз. театра. Обращение к этому виду искусства обусловлено не только редчайшей музыкальностью С., его пристальным интересом к закономерностям построения муз. произв., «порядку» в музыке, но и целым рядом жизненных обстоятельств: в детстве серьёзные занятия музыкой и частые посещения Большого театра (до 50 спектаклей в сезон), в юности блестящие выступления в опереттах и водевилях в любительских спектаклях «Алексеевского кружка» (одним из его создателей был С), занятия пением у Ф. П. Комиссаржевского, подготовка к оперной карьере. В 1885-88 один из директоров Моск. отделения РМО, постоянно общался с другими членами дирекции, устраивал концерты РМО. Был тесно связан с многими представителями муз. искусства и дружен с Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, С. А. Кусевицким и др. В 1897-98 впервые выступил как оперный режиссёр, поставив со студентами консерватории неск. отрывков из опер. В годы 1-й мировой войны 1914-18 занимался с группой солистов Большого театра. В 1919 С. организовал при Большом театре Оперную студию; среди первых учеников - солисты Большого театра К. Е. Антарова, В. В. Барсова, А. В. Богданович, К. Г. Держинская, Б. М. Евлахов, С. И. Мигай, В. М. Политковский, В. И. Садовников, Е. А. Степанова. В 1926 студия получила назв. Оперная студия-театр им. К. С. Станиславского, с 1928 - Оперный театр им. К. С. Станиславского. Здесь С. до конца жизни разрабатывал и утверждал новое реалистич. оперное искусство, проводя огромную работу с молодыми певцами. Как в драме, так и в опере он стремился раскрыть в сценич. театр. форме «жизнь человеческого духа». Психологическая и действенная разработка оперного спектакля, при которой С. всегда исходил из содержания партитуры, неизменно приводила певца-актёра его школы к углублению и обогащению вок. мастерства, являющегося, по словам С., одним из гл. эстетич. средств раскрытия в оперном искусстве человеческих характеров. Репертуар театра С. строил таким образом, чтобы дать возможность актёрам проявить себя в разл. оперных жанрах. В 1935-38 С. руководил Оперно-драм. студией, созданной им для изысканий новых возможностей актёрской техники. Сценич. решение спектакля С. всецело подчинял музыке и никогда не искал новой формы ради самой формы. С. осуществил пост. в Оперном театре его имени опер: «Вера Шелога» Римского-Корсакова (1921), «Евгений Онегин» (1922), «Вертер» (1922); «Тайный брак» Чимарозы (1925), «Царская невеста» (1926), «Богема» (1927), «Майская ночь» (1928), «Борис Годунов» (1929, в первоначальной редакции), «Пиковая дама» (1930), «Золотой петушок» (1932), «Севильский цирюльник» (1933), «Кармен» (1935); «Дон Паскуале» Доницетти (1936); «Риголетто» Верди и «Дарвазское ущелье» советский композитора Л. Б. Степанова, подготовленные С. в 1937-38, были поставлены в 1939 («Риголетто» - В. Э. Мейерхольдом и П. И. Румянцевым, «Дарвазское ущелье» - И. М. Тумановым и М. Л. Мельтцер). Реформаторская деятельность С., последовательно воплотившего принципы сценич. реализма в опере, оказала большое влияние на развитие совр. оперного театра. Соч.: Собр. соч., т. 1-8, М., 1954-61. |