СТАЙН (Styne; наст. фам. - Штейн, Stein) Джул (р. 31 XII 1905, Лондон) - американский композитор. Учился игре на фп. у родителей в Лондоне. С 1912 живёт в США, с 1913 обучался в Чикагском муз. колледже. С 9-летнего возраста выступал как пианист-солист с Чикагским и др. амер. симф. оркестрами. Брал уроки фп. игры у X. Бауэра в Чикаго. Совершенствовался во Франции, Италии и др. странах Европы. По возвращении занимался на муз. ф-те Сев.-Зап. университета в Эванстоне (шт. Иллинойс). В сер. 20-х гг. заинтересовался джазом; играл на фп. в джазовом оркестре под рук. Б. Поллака в разл. городах США. В 1927 организовал собств. танц. оркестр, с которым гастролировал по стране. Как композитор дебютировал в 1928 песней «Воскресенье» («Sunday»), к-рая сразу стала популярной. С 1931 жил в Нью-Йорке, занимался вок. и сценич. подготовкой молодых эстр. певиц. С 1942 работал в Голливуде, писал музыку для кино. Получили известность песни С. из кинофильмов с его музыкой (созданы в сотрудничестве с авторами текстов С. Каном, Ф. Лёссером и др.), среди них «Три монетки в фонтане» («Three coins in the fountain», 1954), «Я когда-то слышал эту песню» («I've heard this song before»), «Время от времени» («Time after time») и др. С 1944 пишет мьюзиклы; наиболее популярны созданные совм. с драматургами Б. Камден, А. Грином, С. Сондхеймом и др., а также с хореографом Дж. Робинсом. Среди песен из разл. мьюзиклов, вошедших в репертуар известных исполнителей разных стран, - «Я встретил тебя вовремя» («Just in time»), «Окончен праздник» («The party's over»), «Люди» («People») и многие др.; в бродвейских и др. театрах поставлены мьюзиклы «Сапожки на пуговках» («High button shoes», 1947), «Звонят звонки» («Bells are ringing», 1956; шёл с наибольшим успехом - 924 спектакля подряд), «Цыганка» (1959), «До-ре-ми» (1960), «Метро для ночлега» («Subways are for sleeping», 1961), а также «Смешная девчонка» («Funny girl», 1964), который был экранизирован; среди др. экранизированных мьюзиклов - «Мужчины предпочитают блондинок» («Gentlemen prefer blondes»); эти 2 фильма демонстрировались в СССР в 1960-70-х гг. С. писал также музыку к танцевальным, драматическим и телеспектаклям. Композитор тяготеет к распевным мелодиям широкого дыхания, в то же время в развёрнутых эпизодах некоторых мьюзиклов ощущается большая драм. напряжённость. С. подчёркивает, что на его творчество оказала влияние рус. классич. музыка, особенно соч. П. И. Чайковского, А. К. Глазунова и С. В. Рахманинова. |