СТЕФФАНИ (Steffani) Агостино (25 VII 1654, Кастельфранко-Венето - 12 II 1728, Франкфурт-на-Майне) - итальянский композитор. Первоначальное общее и муз. образование получил в Падуе и Венеции, где пел в церк. хоре. В 1668-71 занимался у И. К. Керля (орган) в Мюнхене, в 1672-74 совершенствовался под рук. Э. Бернабен в Риме. Изучал теологию. В 1667-88 служил у баварского курфюрста в Мюнхене, с 1678 придв. органист. В 1678-79 совершил поездку по Франции и Италии с дипломатич. миссией. В Париже выступал как клавесинист перед Людовиком XIV; там же слушал оперы Ж. Б. Люлли. Сочетал обязанности музыканта, деятеля церкви (в 1680 получил сан аббата) и дипломата (поддерживал контакты между нем. княжествами и высшим католич. духовенством в Италии). С 1688 был оперным капельмейстером герцога Эрнста Августа в Ганновере. В 1703-05 ректор и куратор университета в Гейдельберге. В 1706 стал епископом, с 1709 апостолический викарий Сев. Германии (Ганновер). С. принадлежат многочисл. произв. в жанре оперы-сериа, а также мотеты, серенады, пасторали, камерные дуэты (часто подписывал соч. псевд. Грегорио Пива, Gregorio Piva - именем переписчика своих произв.). Широкое развитие вок. мелодии в произв. С. сочетается с углублённым вниманием к орк. фактуре (воздействие опер Люлли). С. способствовал распространению итал. вок. стиля в Германии. Он стремился также к разработке камерного вок. стиля со значит. применением полифонии (камерные дуэты). В эпоху господства оперы неаполитанского типа С. больше опирался на венецианские образцы 17 в. и на полифонич. камерную традицию. Соч.: оперы - Марк Аврелий (1681, Мюнхен), Сервио Туллий (1685, там же), Ниобе, королева Теве (Niobe reginadi Tebe, 1688, там же), Генрих Леон (1689, Ганновер), Величие Александра (La superbia d'Alessandro, 1690, там же), Великодушный Орландо (Orlando generoso, 1691, там же), Свобода (La libertа, 1693, там же), Бризейда (1696, там же), Эрминио (1707, Дюссельдорф) и др.; Stabat mater, мотеты, мадригалы, кантаты, арии, инстр. пьесы и др. Издания: Psalmodia vespertina volans 8 plenis vocibus concinenda, Roma, 1674; Sacer Janus quadrifrons, Münch., 1685; Sonate da camera a tre, Amst., 1710, и др. Лит. соч.: Quanta certezza habbia da suoi principii la mu-sica, Amst., 1695. |