СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА (франц. verre harmonica, нем. Glasharmonika) - муз. инструмент. Относится к группе фрикционных, в которых звук возникает в результате трения. Стала известна в сер. 18 в. в Англии, где её появлению предшествовало увлечение игрой на стеклянных стаканах (играющий проводил пальцем по краям наполненных до определённого уровня водой стеклянных стаканов). В 1746 К. В. Глюк дал в Лондоне концерт на 26 стеклянных стаканах, «настроенных весенней водой». С. г. первоначально состояла из стеклянных полушарий, которые приводились в колебание трением об их края кончиками пальцев исполнителя. В дальнейшем инструмент видоизменялся. С. г. получила весьма широкое распространение после усовершенствований, внесённых около 1761 Б. Франклином. Сконструированная им С. г. представляла собой хроматически настроенные стеклянные полушария, насаженные на горизонтальную металлич. ось, вращавшуюся при помощи педали; они помещались в футляр продолговатой формы, до определ. уровня наполненный водой, увлажнявшей края полушарий. Прикосновением кончиков пальцев к их краям извлекался чистый певучий звук своеобразного тембра. Диапазон С. г. (3-4 октавы) зависел от количества полушарий (37-46). Во 2-й пол. 18 в. С. г. стала популярным концертно-камерным инструментом. Известными исполнительницами были М. Дейвис и М. Кирхгеснер; последней В. А. Моцарт посвятил Adagio для С. г. (К.-V. 356), он написал также Adagio и рондо для С. г., флейты, гобоя, альта и виолончели (К.-V. 617). Виртуозно играл на С. г. чеш. пианист и композитор Я. Л. Дусик, выступавший в Берлине, Париже и Милане, а также в Петербурге (1786). Наряду с Моцартом соч. для С. г. создали также Л. Бетховен и Я. Ф. Томашек. Недостатком С. г. было раздражающее действие вибрирующих стеклянных полушарий на чувствительные окончания пальцев исполнителя, что привело к поискам новых способов игры на С. г. - пытались применять прокладки, смычок, клавишное устройство (ок. 1784 появилась С. г. с клавиатурой; мастера Хессель, Вагнер, Рёллиг, Клейн; их инструменты назывались «клавишные С. г.» - Кlavierharmonika). Однако эксперименты не дали существ. результатов, и к сер. 19 в. С. г. повсеместно вышла из употребления. С. г. изредка вводилась в партитуры опер для придания музыке таинств., сказочного колорита, в т.ч. русский композиторами С. И. Давыдовым («Днепровская русалка»), М. И. Глинкой («Руслан и Людмила»), А. Г. Рубинштейном («Демон»); позднее в этих операх партия С. г. была заменена челестой и колокольчиками. На Постоянной выставке муз. инструментов в Ленинграде имеются 2 С. г. с 37 и 35 полушариями. |