СТЕНХАММАР (Stenhammar) Карл Вильгельм Эуген (7 II 1871, Стокгольм - 20 XI 1927, там же) - шведский композитор, дирижёр, пианист. Сын швед. композитора Пера Ульрика С. (20 II 1828 - 8 II 1875). Учился в Стокгольмской консерватории у Р. Андерсона (фп.), у Э. Шёгрена и Й. Денте (композиция). Совершенствовался в Берлине у X. Барта (1892-93). С 1897 дирижёр Стокгольмского филармонич. оркестра, в 1907-22 - симф. оркестра в Гётеборге, в 1924-25 - Корол. оперы в Стокгольме. Был также известен как пианист и участник Аулин-квартета. Творчество С. - существ. вклад в развитие швед. муз. культуры. Его симфонии, занимающие важное место в нац. музыке и основанные на нар. мелодиях и ритмах, отличают напряжённое тематич. развитие, полифоничность фактуры. Интерес С. к фольклору связан с швед. романтизмом, влияние которого он испытал в юности наряду с влиянием Р. Вагнера, Ф. Листа, И. Брамса. Наиболее значительны вок. произв. С. - песни ярко выраженного лирич. характера и хоры, а также музыка к драм. спектаклям Г. Ибсена, А. Стриндберга, X. Бергмана, У. Шекспира, К. Гоцци и др. Соч.: оперы - Тирфанг (по А. Бобергу, 1898, Стокгольм), Праздник в Сульхауге (Das Fest auf Solhaug, по Г. Ибсену, 1899, Штутгарт); для солистов, хора и орк. - кантата Песни (Sengen, 1921), Снежное спокойствие (Snofrid, 1891), Народ (Ett folk, 1905), Зимнее солнцестояние (Midvinter, 1907), Возвращение на родину (Hemmemarschen, 1909); для орк. - 2 симфонии (1903, 1915), небольшие орк. пьесы, в т.ч. Серенада (1913); 2 концерта для фп. с орк. (1893, 1907), 2 сентиментальных романса для скр. с орк. (1910); камернo-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1900), 7 квартетов (1894-1916) и др.; для фп. - 2 сонаты (1890, 1895), 3 фантастические пьесы (3 Phantasiestücke, 1895); ок. 60 песен на тексты Г. Гейне, Б. Бьёрнсона, X. Бергмана и др.; хоры с орк. и a cappella; музыка к драм. спектаклям, в т.ч. к «Игре грёз» Стриндберга (Ett drömpsel, 1916, Стокгольм) и «Ромео и Джульетте» Шекспира (1921, там же). |