СТЕПАНОВА Елена Андреевна [5 (17) V 1891, Москва - 26 V 1978, там же] - рус. сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье учителя пения. В детстве пела в церк. хоре. Училась пению у М. Полли. С 1908 артистка хора Большого театра; в 1912 дебютировала как солистка в партии Антониды. До 1944 солистка Большого театра. Иск-во С. сформировалось под влиянием и при поддержке выдающихся деятелей оперного искусства - дирижёров В. И. Сука, Э. А. Купера, Н. С. Голованова, певцов Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, К. Г. Держинской, Н. А. Обуховой. Большое значение имело для С. общение с К. С. Станиславским в студии Большого театра, где она подготовила партии Джильды (1919) и Татьяны (1921). Гл. особенностями исполнения С. были редкое по чистоте интонирование, виртуозное владение голосом. Была блестящей исполнительницей жен. партий в операх Римского-Корсакова - Волхова, Снегурочка, Шемаханская царица; Марфа («Царская невеста»), Царевна-Лебедь (первая исполнительница в Большом театре, 1913); Царевна Ненаглядная Краса («Кащей Бессмертный»). Др. партии: Людмила, Виолетта, Лакме; Маргарита Валуа («Гугеноты»). Выступала как конц. певица. Участвовала в первом исполнении поэмы «Колокола» Рахманинова (1914), исполняла партию сопрано в 9-й симфонии Бетховена под упр. О. Клемперера (1925). Большой мастер камерного пения, С. одной из первых стала исполнять произв. сов. авторов (Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, О. С. Чишко). СТЕПАНОВА Мария Матвеевна [по уточн. данным, l (13) I 1815, Петербург - 21 X (3 XI) 1903, там же] - рус. певица (сопрано). В 1827 поступила в Петерб. театр. уч-ще, занималась вначале в балетном классе у Ш. Дидло, затем училась пению у П. А. Сапиенцы и К. А. Кавоса. Дебютировала в 1831 в опере «Деревенские певицы» Фьораванти. В 1833-54 артистка Петерб. оперного театра, на сцене которого спела св. 30 партий. Пользовалась большим успехом в операх В. Беллини - Юлия («Капулетти и Монтекки»), Амина («Сомнамбула»), Норма. Одна из лучших её партий - Семирамида («Семирамида» Россини). В историю рус. оперного театра вошла как первая исполнительница партий Антониды (М. И. Глинка проходил с ней эту партию) и Людмилы, с большой похвалой отзывались об артистке А. Н. Серов и В. Ф. Одоевский. Обладала высоким, сильным, звонким, гибким, подвижным голосом (в то же время приятным mezzo-voce), редкой музыкальностью, феноменальной памятью. Исполнение отличалось безукоризненной отделкой партий, игра - грациозностью и благородством. |