СТОЯНОВ Андрей Анастасов (10 III 1890, Шумен - 29 IX 1969, там же) - болг. пианист, педагог и композитор. Чл. АН НРБ (с 1942). Нар. арт. НРБ (1967). Учился у К. Прохазки (фп.), X. Греденера и Е. Мандычевского (муз.-теоретич. предметы) в Академии музыки и сценич. искусства в Вене. В 1914-22 преподаватель муз. уч-ща, в 1922-58 профессор (фп.) Муз. академии (Болг. гос. консерватории) в Софии. Среди учеников - П. Пелишок, Д. Ненов, Т. Янкова, Ю. Буков. Гастролировал за рубежом. В репертуаре гл. обр. соч. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, К. Дебюсси. Исполнение С. отличается блестящей техникой, тонкостью нюансировки. Автор фп. пьес и песен, близких по характеру болг. нар. музыке. Лит. соч.: Изкуство на пианиста, София, 1952 (рус. пер.: Искусство пианиста, М., 1958); Избрани съчинения, София, 1972. СТОЯНОВ Веселин (20 IV 1902, Шумен - 29 VI 1969, София) - болгарский композитор, педагог. Нар. арт. НРБ (1962). Сын муз. деятеля Анастаса С. (1854-1930). В 1926 окончил Гос. муз. академию в Софии по классу фп., совершенствовался в игре на фп. у Ф. Шмидта в Академии музыки в Вене (1926-30), где изучал также композицию. Концертировал с детства почти до конца жизни, особенно интенсивно в 1933-1937; преподавал игру на фп., дирижировал спектаклями оперетты в Софии. В 1933-35 работал в театрах оперетты «Одеон» и «Кооперативный» в Софии. С 1943 преподавал в Гос. муз. академии в Софии (с 1954 - Болг. гос. консерватория) муз.-теоретич. предметы (с 1945 профессор), в 1943-45 директор, с 1944 зав. кафедрой муз. форм и руководитель класса композиции, в 1952-55 декан муз.-теоретич. ф-та, в 1956-62 ректор. Среди учеников - Д. Петков, И. Маринов, С. Ременков, Ж. Леви, А. Танев. В 1953-54 директор Софийской нар. оперы. Приобрёл известность как композитор после исполнения им в 1931 своей фп. сюиты. С. принадлежит первая болг. комич. опера - «Женское царство», положившая начало комедийно-гротесковой линии его творчества, к-рая позднее получила развитие в сюите «Бай Ганю», опере «Хитрый Пётр» и др. Для произв. С. характерны лирико-патетич. и героико-драм. образы («Саламбо»; 2-я, программная, симфония «Великий Преслав»; хор с оркестром «Баллада о невесте» - «Балада за невестата»). С. использует муз. фольклор, танц. ритмы, приёмы звукоизобразительности (гл. обр. в соч. комедийного содержания); является мастером оркестровки. Автор муз.-теоретич. работ и критич. статей. В 1953 и 1961 посетил Сов. Союз. Димитровская пр. (1951, 1962). Соч.: оперы - Женское царство (Женско царство, Софийская нар. опера, 1935), Саламбо (по Г. Флоберу, там же, 1940), Хитрый Пётр (Хитър Петър, по нар. сказке, там же, 1952); балет Папесса Иоанна (1968); кантаты - Да будет день! (Да бъде ден!, на сл. X. Смирненского, 1953), Хороший ученик (Добрият ученик, 1967); для орк. - 2 симфонии (1962, 1969), симф. поэма Кровавая песня (Кървава песен, по поэме П. П. Славейкова, 1947), сюита Бай Ганю (1941, по кн. А. Константинова), Праздничная (Празнична) увертюра (1959), рапсодия (1956); концерты с орк. - 3 для фп. (1942, 1953, 1965), для скр. (1948), для влч. (1960); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1933); 3 струн. квартета (1933, 1934, 1935; 3-й во фригийском ладу); соната (1930) и др. пьесы для фп., произв. для хора с орк.; массовые песни; музыка к кинофильмам. СТОЯНОВ Пенчо Цветанов (р. 9 II 1931, София) - болгарский композитор, муз. теоретик и муз. деятель. Засл. арт. НРБ (1975). Окончил Болг. консерваторию в Софии у П. Владигерова (1954, композиция) и аспирантуру при Моск. консерватории (теория музыки) у В. В. Протопопова (1965). С 1954 преподаёт муз.-теоретич. предметы в Болг. консерватории (с 1973 профессор; в 1968-1970 зам. ректора). Секретарь (с 1976), затем зам. пред. (с 1980) Союза болг. композиторов. Автор гл. обр. симф. соч., для которых характерны строгость формы, красочность оркестровки, преобладание мелодич. начала; среди них - 4 симфонии (1958-74), симф. поэма «При расставании» («На прощаване», 1973), концерт для струн. оркестра (1976); С. принадлежат инстр. пьесы, песни. Лит. соч.: Музикален анализ, София, 1969; Контрастно-съставни форми, София, 1974; Взаимодействие между музикалните форми, София, 1975. |