СТРАТЕН, ван дер Стратен (van der Straeten) Эдмонд (3 XII 1826, Ауденарде - 25 XI 1895, там же) - бельгийский историк музыки и археолог. Получил юридич. образование в Гентском университете, работал над архивными муз. материалами, с 1857 секретарь директора Брюссельской консерватории Ф. Ж. Фетиса, участвовал в каталогизации Корол. б-ки при консерватории (до 1862) и писал статьи для составлявшегося Фетисом биографич. муз. словаря (одноврем. изучал под его рук. контрапункт и гармонию). В 1859-72 выступал как муз. критик со статьями о совр. ему бельг. музыке, пропагандировал соч. П. Бенуа и др. представителей новой фламандской школы, а также Р. Вагнера и Дж. Россини. На основе собранных им архивных материалов С. создал ряд капитальных исследований, гл. обр. по истории фламандской и голландской муз. культур. Осн. труд С. - 8-томное издание «Музыка Нидерландов до 19 века». Труды С. сохранили значение для совр. музыковедения гл. обр. как богатейший источник фактологич. материала. Соч.: Coup d'oeil sur la musique actuelle а Oudenarde, Antw., 1851; Notice sur les carillons d'Oudenarde, Antw., 1855; Examen des chants populaires des Flamands de France?, Antw., 1858; La Musique aux Pays-Bas avant le XIX siecle, v. 1-8, Brux., 1867-88; Wagner?, Brux., 1871; Le theatre villageois en Flandre, v. 1-2, Brux., 1874-81; Voltaire musicien, Brux., 1876, P., 1878; La melodie populaire dans l'opera Guillaume Tell de Rossini, Gand, 1879; Lohengrin, instrumentation et philosophie, Gand, 1879; Turin musical, Gand, 1880; Notes sur quelques instruments de musique, Gand, 1891; Nos periodiques musicaux, Gand, 1893; Charles V musicien, Gand, 1894; Etude biographique et organographique sur les Willems, luthiers gantois du XVII-e siecle (coвм. с С. Snoeck), Gand, 1896. СТРАТЕН, ван дер Стретен (van der Straeten) Эдмунд Себастьян Йозеф (29 IV 1855, Дюссельдорф - 17 X 1934, Лондон) - немецкий виолончелист, гамбист и музыковед. Музыкой начал заниматься в детстве, с 12 лет учился играть на виолончели в Кёльне у И. Хёке, позднее у Л. Эберта. В 1875 впервые выступил как солист. В 1881 обучался игре на виолончели у Г. Либоттона в Лондоне; затем в Кёльне у Л. Хедеши, а теории музыки у Э. Хумпердинка и Л. Прута. Играл в разл. камерных ансамблях Лондона, где окончательно поселился в 1888. Руководил камерным классом в Сев.-вост. лондонском институте. Специализировался в игре на гамбе и более 30 лет с успехом концертировал на этом инструменте в Лондоне и др. англ. городах, способствуя возрождению гамбовой музыки 17-18 вв. В 1890 основал в Лондоне журн. «The Strad», в 1900 - «Tonart Art Club», в 1909 - Ансамбль старинных инструментов. В 1922 участвовал как гамбист в Генделевском фестивале в Галле. Автор оперы «Лили из Кашмира», «Рождественской кантаты», пьес для оркестра, для виолончели и др. инструментов. Издал «Школу для виолончели» («The art of violoncello playing», v. 1, 1922, v. 2, 1933). Среди его книг - «The technics of violoncello playing» (1898, 2-е изд. 1905), «The romance of the fiddle» (1911), «History of the violoncello, the viol da gamba, their precursors and collateral instruments» (v. 1-2, 1915), «A handbook of musical form» (1919), «The history of the violin» (v. 1-2, 1933). Л. С. Гинзбург. |