СТРЕЛЬНИКОВ (наст. фам. - Мезенкампф) Николай Михайлович [2(14) V 1888, Петербург - 12 IV 1939, Ленинград] - советский композитор, муз. критик и дирижёр. Засл. деят. искусств РСФСР (1939). В 1909 окончил Петерб. уч-ще правоведения. Музыкой начал заниматься с 1900; брал уроки игры на фп. у Г. И. Романовского, композиции (с 1909) у А. К. Лядова и А. М. Житомирского. После Oкт. революции 1917 вёл большую просветит. работу в рабочих клубах и воинских частях в качестве лектора. В 1919-21 работал в муз. отделе Наркомпроса. В 1919-20 вёл курсы слушания музыки в Петрогр. театр. уч-ще. В 1918-28 сотрудничал в журн. «Жизнь искусства» (с 1922 зав. муз. отделом). В 1922-39 зав. муз. частью Ленингр. ТЮЗа. С. - один из создателей сов. оперетты. В лучших его произв., отличающихся развёрнутой муз. драматургией, органично сочетаются драматизм и яркая комедийность. Музыка их впечатляет мелодической сочностью и выразительностью. Многие оперетты С. имели прочный и длительный успех. Его «Холопка» явилась первым сов. произв. в жанре историко-бытовой оперетты. Активной была деятельность С. в качестве муз. критика. Автор многочисл. статей и рецензий, опубликованных в разл. газетах и журналах. Его брошюры о Бетховене (1922), А. Н. Серове (1922) и М. И. Глинке (1923) страдают идеалистич. подходом к изучению классич. наследия. Соч.: оперы - Беглец (по повести «За что?» Л. Н. Толстого, 1933, Ленингр. театр оперы и балета), Граф Нулин (1938, по А. С. Пушкину); оперетты - в т. ч. Чёрный амулет (1927, Малый оперный театр, Ленинград), Холопка (1927, Ленингр. театр муз. комедии), Луна-парк (1929, Моск. театр оперетты), Чайхана в горах (1930, там же), Завтра утром (1930), Сердце поэта (Беранже, 1934, Ленингр. театр муз. комедии), Настоящая любовь (1937), Президенты и бананы (1939); сюита для орк.; концерт для фп. с орк.; камерные ансамбли - трио (для фп., скр., альта), струн. квартет; фп. пьесы; романсы; музыка к спектаклям драм. театров (из них более 20 для ТЮЗа) и кинофильмам. |