СУХОНЬ (Suchon) Эуген (р. 25 IX 1908, Пезинок, близ Братиславы) - слов. композитор. Нар. арт. ЧССР (1959). Учился в Муз.-драм. академии, с 1927 - в Братиславской консерватории по классу композиции Ф. Кафенды. Совершенствовался у В. Новака в Школе мастерства при Пражской консерватории. С 1933 преподаёт теорию музыки и композицию в консерватории, в 1948-59 - на педагогич. ф-те Слов. университета (с 1955 - Высшая педагогич. школа) в Братиславе. Для творчества С., одного из основоположников проф. слов. музыки, характерны актуальность тематики, нац. своеобразие, связанное с использованием слов. нар. песенности и др. фольклорных муз. традиций. В его сочинениях кон. 20 - нач. 30-х гг., созданных в духе поздних романтиков, преобладают субъективные лирич. образы. Для зрелого периода творчества С. характерны стремление к философскому осмыслению явлений, расширение образно-эмоциональной сферы. Композитор прибегает к использованию новой техники композиции, в т. ч. модальной гармонии, элементов додекафонии, приёмов фактурного тематизма, более опосредованному претворению фольклора. В первой слов. нац. опере «Водоворот» («Крутнява», 1949; нар.-бытовая психологич. драма из крест. жизни) проявляются характерные для поздних соч. С. драматизм и эпич. широта, обострённый психологизм и лирико-философская углублённость. Опера отличается напряжённостью и динамичностью действия, контрастностью образов, сквозным симф. развитием, гибкостью вок. декламации, претворившей черты песенности и выразительных речевых интонаций. В историко-эпич. драме «Святоплук» (пост. 1960; посв. драм. событиям Великоморавского княжества кон. 9 в.) проявляется мастерство в психологич. характеристиках, построении массовых сцен, сочетании вок. и симф. пластов (обе оперы ставились во мн. европ. странах, в т. ч. в СССР; «Крутнява» - в Москве, Тбилиси; «Святоплук» - в Саратове). Хор. сочинения, связанные с образами природы («Псалом земли Подкарпатской», «О горах») и отличающиеся нар.-жанровым характером тематизма, близки фольклорным традициям; мн. хоры патриотич. содержания посв. судьбе слов. народа. Среди инстр. произв. выделяются виртуозные конц. «Фантазия и бурлеска» для скрипки с оркестром, симф. сюита «Метаморфозы» (посв. теме становления личности художника). Сочинения 60 - нач. 70-х гг. свидетельствуют о многообразии творч. интересов (хор. цикл «О человеке», «Мрачная поэма», 6 пьес для струн. квартета, конц. мелодрама «Созерцания», симф. фантазия на тему BACH для органа, струн. оркестра и ударных. Гос. пр. ЧССР (1951, 1954, 1960). Соч.: оперы - Водоворот (Крутнява - Кrutnava, 1949, Братислава; Гос. пр. ЧССР, 1951), Святоплук (1960, Братислава; Гос. пр. ЧССР, 1960); кантата Псалом земли Подкарпатской (Zalm zeme Podkarpatskej, 1938); для орк. - увертюра к драме И. Стодола «Король Святоплук» (Кral' Svätopluk, 1936), симф. картина Прорыв (Prorazeni, 1976), Сельская симфониетта (Symfonietta rustica, 1957), сюиты Балладная (Baladickб suita, 1936; также для фп., 1935) и Метаморфозы (Metamorfozy, 1953; Гос. пр. ЧССР, 1954); для струн. орк. - Серенада (1932), 6 пьес (Sest' skladieb pre slacikovй nastroje, 1955-63); симф. фантазия на тему BACH для органа, струн. орк. и ударных (1972); для инструмента с орк. - Рапсодическая сюита для фп. (1965), Фантазия и бурлеска для скр. (1933-1948); камерно-инстр. ансамбли - соната (1930), сонатина (1937) и Мрачная поэма (Poeme macabre, 1963) для скр. и фп., струн. квартет (1931), фп. квартет (1933), Серенада для квинтета духовых (также перелож. для струн. орк., 1933); для фп. - Маленькая сюита с пассакальей (1931), Картинки Словакии (Obrazky zo Slovenska, 1957), Калейдоскоп (Кaleidoskop, 1968, перелож. для орк., 1971), Созерцания (Кontemplacie, с чтецом; также с орк., 1964); цикл Ночь и одиночество (Nox et solitudo, 1932) для голоса с фп.; хоры - О горах (О horach; a cappella, 1942), О человеке (О cloveku, 1962), Терховские песни (Terchovskй spevy, с орк., 1952), цикл К звёздам (Ad astra, с камерным орк., 1961); песни; обр. слов., хорв. нар. песен для голоса с фп.; музыка для драм. театра и кино (в т. ч. к фильму «Бой закончится завтра»). Лит. соч.: Об актуальных проблемах музыки XX в., «СМ», 1975, No 1. |