СУЗА, Соузa (Sousa) Джон Филип [наст. имя и фам. - Зигфрид Окс, Ochs; псевд. Sousa состоит из первых букв слов Super-Omnia-USA, a также S(iegfried) 0(chs) USA] (6 XI 1854, Вашингтон - 6 III 1932, Ридинг, Пенсильвания) - амер. руководитель бэнда (банда) и композитор. Учился у Дж. Эспуты (скрипка) и Дж. Ф. Бенкерта (муз.-теоретич. предметы, композиция) в Вашингтоне (1864-67). С 13 лет играл на мн. инструментах в бэнде амер. флота «Мэрине бэнд» (в 1890-92 его руководитель). С 17-летнего возраста возглавлял оркестр «Т-ра водевилей» в Вашингтоне. В 1877 в Филадельфии играл на скрипке в театр. оркестре (был специально организован для гастролей Ж. Оффенбаха в США). В 1892 создал в Вашингтоне собств. бэнд, с которым выступал в США и Канаде, на всемирных выставках в Чикаго (1893) и Париже (1900), а также в странах Европы (1900-05); совершил с этим бэндом кругосветное турне (1910-11), завоевав известность. С. превратил бэнд из аккомпанирующего, «утилитарного» коллектива (marching band) в самостоят. конц. ансамбль (concert band). Создал качественно новый тип звучания дух. ансамбля, по насыщенности приближающийся к звучанию симф. оркестра. Для этого С. ввёл в бэнд некоторые новые инструменты (в т. ч. разновидность геликона, названную по имени С. - сузафоном). С. был прозван «королём марша»; его марши содержат элементы симф. развития, отличаются сочетанием традиц. маршевых ритмов с ритмич. фигурами, характерными для уанстепа и регтайма. Один из основоположников жанра амер. комич. оперы (соч. С. ставились в крупнейших оперных театрах; лучшее сценич. произв. - «Капитан»), мн. элементы которой позднее получили развитие в мьюзикле. Автор 5 романов. Написал автобиографию. Опубликовал сб. «Национальные патриотические и типические мелодии всех стран» («National patriotic and typical airs of all countries», 1890). Соч.: оперы (комич.) - Контрабандисты (The smugglers, 1879), Желанная (Desiree, 1884, Вашингтон), Властительница сердец (The queen of hearts, 1886), Капитан (El capitan, 1895, Нью-Йорк), Избранница (The bride elect, 1897, Нью-Йорк), Шарлатан (The charlatan, 1898, Монреаль), Крис и волшебная лампа (Chris and the wonderful lamp, 1900), Свободная профессия (The free lance, 1906), Стеклодувы (The glass-blowers, 1911), Победа (Victory, 1915); для орк. - симф. поэма Гонки колесниц (The chariot race), сюиты Последний день Помпеи (Last day of Pompeii), При дворе короля (At the king's court) и др., вальсы, а также марши, в т. ч. Звёзды и полосы навечно (Stars and stripes forever, известен в обр. Л. Стоковского, 1971), Капитан (El capitan, из одноим. оперы), Галантный седьмой (The gallant seventh), Колокол свободы (The Liberty bell) и др.; песни; разл. обр. Лит. соч.: Marching along, Boston, 1928. |