ТЬЕРСО (Tiersot) Жан Батист Элизе Жюльен (5 VII 1857, Бурк-ан-Брес - 10 VIII 1936, Париж) - французский музыковед, фольклорист, муз. писатель и критик, композитор, педагог, общественный деятель. Учился в Парижской консерватории у М. Э. Савара (гармония), Ж. Массне (композиция) и С. Франка (орган). С 1883 - помощник библиотекаря Парижской консерватории, в 1910-20 гл. библиотекарь. Вначале совмещал композиторскую и муз.-исследовательскую деятельность, затем целиком посвятил себя музыковедению. Выступал на страницах мн. франц. и заруб. периодич. изданий, читал лекции в Высшей школе социальных наук (Ecole des hautes йtudes sociales). Президент франц. Музыковедческого общества. В центре науч. интересов Т. - проблемы франц. муз. культуры, в частности франц. нар. творчества. В 1889 вышел в свет фундаментальный труд Т. «История народной песни во Франции», ставший основополагающим для всех последующих исследователей в этой области. Этой же тематике посвящены его работы «Мелодические типы во французской народной песне» (1894) и «Народная песня и писатели-романтики» (1931). В 1895 по поручению правительства Т. собирал нар. песни во Франц. Альпах (опубликованы в 1903). Богатый историч. и документальный материал использован в исследованиях «Руже де Лиль» (1892), «Песни и празднества Французской революции» (1908) и «История Марсельезы» (1915). Т. - автор монографич. работ о Ж. Ж. Руссо, Куперенах, К. В. Глюке, В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Г. Берлиозе, Б. Сметане, И. С. Бахе и др. Перу Т. принадлежит также множество науч. статей. В трудах Т. привлекает рассмотрение муз. явлений на широком культурно-историч. и бытовом фоне, тонкость муз.-эстетич. характеристик. Опубликовал письма Берлиоза («Correspondances de Berlioz», t. 1-3, P., 1904-30), «Письма музыкантов, написанные по-французски» («Lettres de musiciens йcrites en francais», t. 1-2, Turin, 1924, 1936), «Французские письма Р. Вагнера» («Lettres francaises de R. Wagner», 1933), большое количество сборников нар. песен, в т. ч. «Chansons de Ronsard» (1924). Среди муз. соч. Т.- «Эллада» (по П. Б. Шелли) для хора и оркестра; «Рапсодия на народные песни Брешии» («Rapsodie sur les chants populaires de la Bresse»), сюита «Народные французские танцы» («Danses populaires francaises», 1900), «Танцы в семи темпах» («Dances а cinq temps», 1910), симф. легенда «Сэр Хейлвин» («Sire Halewyn», 1897) для оркестра, музыка к трагедии «Андромеда» Корнеля (1897), песни и хоры. Лит. соч.: Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889; Osnabrück, 1969 (в рус. пер. - История народной песни во Франции, М., 1975); Musiques pittoresques. Promenades musicales а l'exposition de 1889, P., 1889; Rouget de Lisle, P., 1892; La messe «Douce memoire» de R. de Lassus, P., 1893; Les types melodiques dans la chanson populaire francaise, P., 1894; Йtude sur «les Maitres-Chanteurs…», P., 1899; Ronsard et la musique de son temps, «SIMG», 1902/03, Bd 4; Index musical pour le Romancero populaire de la Prance par G. Doncieux, P., 1904; H. Berlioz et la societй de son temps, P., 1904; Notes d'ethnographie musicale, serie 1, P., 1905, serie 2, Lamusique chez les peuples indigenes de l'Amerique du Nord, «SIMG», 1910, Bdll, No 2; Les fetes et les chants de la Revolution francaise, P., 1908 (рус. пер.- Празднества и песни Французской революции, П., 1917, под ред. А. С. Рабиновича, М., 1933); Gluck, P., 1910; Beethoven, musicien de la Revolution…, P., 1910; J.-J. Rousseau, P., 1912; Histoire de la Marseillaise, P., 1915; Un demi-siecle de musique francaise, P., 1918, 1924 (рус. пер.- Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, под ред. М. С. Друскина, М., 1938); La musique dans la comedie de Moliere, P., 1922; La damnation de Faust de Berlioz, P., 1924; Bizet et la musique espagnole, «Menestrel», 1925, No 39, 40, 41, 42 (рус. пер.- Бизе и испанская музыка, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, М., 1938); Les Couperin, P., 1926, 1933; Smetana, P., 1926; La musique aux temps romantiques, P., 1930; La chanson populaire et les йcrivains romantiques, P., 1931; Don Jean de Mozart, P., 1933; J. S. Bach, P., 1934. |