ТЮЛИН Даниил Юрьевич (21 XII 1925, Ленинград - 25 VIII 1972, Москва) - советский дирижёр. Чл. КПСС с 1960. В 1946 окончил Высшее уч-ще воен. дирижёров, в 1951 - Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у И. А. Мусина, в 1961 - аспирантуру при Моск. консерватории у Л. М. Гинзбурга. С 1951 2-й дирижёр симф. оркестра Ростовской, с 1952 ассистент дирижёра Ленингр. филармоний. С 1954 гл. дирижёр симф. оркестра Горьковской, с 1956 - Каб.-Балк., в 1963-66 - Кисловодской, в 1970-72 - Ярославской филармоний. В 1961-63 дирижёр Моск. симф. оркестра. В 1966-67 возглавлял нац. симф. оркестр Кубы в Гаване, одноврем. руководил дирижёрским классом в Гаванской консерватории, затем руководил Гос. симф. оркестром Перу в Лиме. Гастролировал за рубежом. 2-е пр. на Всесоюзном смотре дирижёров (1955, Ленинград), на 2-м Всесоюзном конкурсе дирижёров (1966, Москва). Преподавал на воен.-дирижёрском ф-те Моск. консерватории (1968-70). ТЮЛИН Юрий Николаевич [14 (26) XII 1893, Таллин - 8 V 1978, Москва] - советский музыковед, педагог и композитор. Засл. деятель искусств РСФСР (1957). Доктор искусствоведения (1937). В 1911-17 учился в Петерб. университете (на математич., позже на юридич. ф-тах). В 1917 окончил композиторское отделение Петерб. консерватории у Н. А. Соколова. В нач. 20-х гг. преподавал во 2-м и 4-м Ленингр. муз. техникумах муз.-теоретич. предметы, читал лекции по гармонии в Ин-те истории искусств (ныне Ленингр. институт театра, музыки и кинематографии), работал концертмейстером в экспериментальной мастерской Монументального театра при Ленингр. театре оперы и балета. В 1925-67 преподавал в Ленингр. консерватории муз.-теоретич. предметы (с 1935 профессор). С 1967 в Москве. В 1970-75 профессор-консультант Муз.-пед. института им. Гнесиных, в 1971-78 профессор кафедры теории музыки Моск. консерватории. Т. принадлежат исследования в разл. областях муз. науки: гармонии, муз. формы, полифонии; занимался также отд. проблемами нар. муз. творчества, исполнительства, истории музыки, муз. эстетики, муз. психологии. Автор ряда методич. трудов и учебников. Наиболее значительны труды Т. в области гармонии. В них разработаны теория переменных функций тонов и созвучий, теория фонизма аккордов и интервалов, науч. гипотеза историч. генезиса лада (согласно трём принципам - секундового окружения опорного тона, образования ладового остова и его мелодич. заполнения), дано новое освещение проблемы лада (основы лада выводятся Т. не только из свойств муз. звука, но также из психофизиологич. и общелогич. предпосылок), исследован генезис совр. гармонии. Среди учеников Т. - В. П. Дернова, Н. Г. Привано. Автор муз. соч., в их числе 3 сонаты для фп., «Русская сюита» для оркестра (1946), сюита для органа (1971). Соч.: Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927; Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников, «СМ», 1935, No 3; Учение о гармонии, т. 1, Основные проблемы гармонии, [Л.], 1937, под назв.- Учение о гармонии, М., 1966; Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938; Теоретические основы гармонии (совм. с Н. Г. Привано), Л., 1956, М., 1965; Учебник гармонии, ч. 1-2, М., 1957-59 (ч. 1 - совм. с Н. Г. Привано), М., 1964; Об историческом значении учебника гармонии Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование, Л., 1959; О зарождении и развитии гармонии в народной музыке, в сб.: Очерки по теоретическому музыкознанию, Л., 1959, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, М., 1964; Задачи по гармонии, вып. 1- 2, М., 1960 (вып. 1 - совм. с Н. Г. Привано), М., 1966; Образцы решения гармонических задач, вып. 1-2, М., 1960 (вып. 1 - совм. с Н. Г. Привано); Мысли о современной гармонии, «СМ», 1962, # 10; Строение музыкальной речи, Л., 1962, М., 1969; Современная гармония и ее историческое происхождение, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; О программности в произведениях Шопена, Л., 1963; Искусство контрапункта, М., 1964, М., 1968; Музыкальная форма (совм. с Т. Бершадской, И. Пустыльником, А. А. Пэном, Т. Г. Тер-Мартиросяном, А. Шнитке), М., 1965, 1974; На пути к признанию. Страницы воспоминаний, «МЖ», 1966, No 8; Юные годы Д. Д. Шостаковича, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Юлиан Крейн,. М., 1971; О произведениях Бетховена последнего периода. Цепляемость музыкального материала, в сб.: Бетховен, вып. 1, М., 1971; Из воспоминаний о Н. К. Метнере, «СМ», 1972, No 7; Произведения Чайковского. Структурный анализ, М., 1973; Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, [т. 1-2], М., 1976-77; Путь к симфоническому мастерству, «СМ», 1978, No 9, и др. |