ТАГОР Рабиндранат (Тхакур Робиндронатх) [6 (по др. данным, 7) V 1861, Калькутта - 7 VIII 1941, Шантиникетон, близ Болпура; по др. данным - Калькутта] - индийский писатель, философ, музыкант, живописец, обществ. деятель. Род. в семье просветителя, деятеля нац. движения Дебендранатха Т. (1817-1905). Учился в Калькутте, затем в Лондонском университете (1878-80), где занимался литературой и музыкой. Большое влияние на формирование эстетич. взглядов Т. оказала интеллектуальная и артистич. атмосфера в семье - дом Т. часто посещали крупнейшие инд. музыканты, писателем и музыкантом был его брат Джотириндранатх Т. Т. создал св. 2000 песен на собств. и канонизированные религ. тексты, а также на традиц. тексты баулов (в юношеском возрасте выступал под псевд. Бхану Синха). Песни «Джанаганамана» («Душа народа») и «Амар шонар Бангла» («Моя золотая Бенгалия») стали впоследствии гимнами Индии и Бангладеша. Автор одной из популярнейших в Индии песен «Банде матарам». Песни Т. представляют собой своеобразный синтез черт сев.-инд. классич. музыки (таких стилей, как таппа, тхумри, дхрупад) и традиционной музыки Бенгалии (характерных для неё стилей и форм - киртан, бхаджан, бхатиали); в структуре многих из них заметно влияние образцов европ. муз. классики. Произв. Т. отличаются простотой и доступностью муз. языка, поэтичностью текста, во многом приближаясь к стилю «деши». В его песнях присутствуют и элементы классич. paг и тала, системы которых он обогатил новыми разновидностями. Т. считают создателем таких составных paг, как Бхайрава-Бхайрави, Дарбари-Тоди-Бхайрави, а также новых видов тала - Навами, Рупакда и др. Песенное творчество Т. настолько своеобразно, что существует как отд. вид под назв. «Рабиндра сангит» (песни Рабиндраната). Среди крупнейших совр. исполнителей песен Т. - Ч. Чаттерджи, Д. Мукерджи, К. Банерджи, С. Митра. Т. принадлежит ок. 20 произв. для муз. театра. Большую популярность приобрела его первая муз. драма с песнями и танцами - «Вальмики Пратибха» («Гений Вальмики», 1881, совм. с Дж. Тагором); широко известны также «Кал Маритайя» (1882) и одна из последних - «Чандалика» (1933). Среди др. муз. драм - «Майер Кхела» (1888), «Васанта» (1923), «Прабахини» (1925), «Ритуранта» (1927), «Навин» (1931), «Шампочан» (1931), «Сраван Гата» (1934). Способствовал возрождению и популяризации разл. танц. стилей (напр., «манипури»), старинных религ. танцев и др., оказывал поддержку танц. школам (в частности, школе У. Шанкара). В 30-е гг. Т. создал танц.-муз. драмы, ставшие вскоре широко известными, - «Читрангада» (пост. также на сов. сцене - балет «Читра», 1960, Куйбышев) и «Чандалика», последнее произв. этого жанра - «Шьяма» (соч. в 1940). В ряде муз. драм Т. впервые в практике инд. музыки предпринял попытку претворения особенностей европ. муз. культуры. Активный муз. деятель, педагог, Т. в 1901 в своём поместье Шантиникетон основал школу, преобразованную в 1918 в университет Вишва Бхарати, где обучают живописи, музыке и др. При университете Т. создал Театр-студию. Здесь он впервые поставил многие свои сценич. произв., нередко исполняя в них гл. роли. Осуществлял постановку муз. драм Т. также университет искусств «Кала бхавана»; сложившийся там особый стиль актёрской игры и танца наз. шантиникетонским. Деятельность Т. в области инд. музыки и хореографии оказала огромное влияние на развитие нац. культуры. Произв. Т. пользуются большой популярностью. Лучшие песни и муз. драмы Т. записаны на грампластинки; имеется ряд записей песен в его исполнении. В 1961 в Дели издано собрание песен Т. («Anthology of one hundred songs of Rabindranath Tagore in staff notation», v. 1-2). На тексты Т. писали вок. произв. (с оркестром и фп.) мн. композиторы - советские (в т. ч. С. Н. Василенко, M. M. Ипполитов-Иванов, М. О. Штейнберг) и зап.-европейские (Д. Мийо, К. Шимановский, Л. Яначек и др.). В 1962 выпущен сб. романсов, написанных на стихи Т. советский композиторами. С. А. Баласанян создал Рапсодию для оркестра на темы Рабиндраната Тагора, В. А. Власов - симф. сюиту (с чтецом) «Читая Тагора». Т. был большим другом Сов. Союза; после поездки в СССР (1930) вышли его «Письма о России» («Рашияр читхи», 1931). Ему принадлежит ок. 100 статей, касающихся разл. областей обществ. и культурной жизни. В 1913 за книгу стихов «Гитанджали» («Жертвенные песни») Т. удостоен Нобелевской пр. В 1961 во всём мире отмечалось столетие со дня рождения Т.; в Калькутте создан университет «Рабиндра бхаван» и открыт музей («Дом Тагора»). ТАГОР Суриндро Мохун (Раджа Сориндрамохана Тхакура) (1840, Калькутта - 28 VI 1914, там же) - индийский муз. учёный. Изучал сев.-инд. музыку (его учителями были Лухми Прасад и Кшетра Мохун Госвами), позже - европейскую. В 1871 основал Бенгальское муз. общество, в 1881 - Бенгальскую академию музыки, президентом которой был до конца жизни. Т. принадлежит заслуга совершенствования инд. системы нотации; используя несколько разл. принципов, создал новую, наиболее универсальную для своего времени систему. Был большим знатоком инструментария вост. культур; по заданию мн. музеев собирал коллекции инструментов в разных странах Азии; лучшая его коллекция находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Автор крупных трудов (ок. 60) по разл. вопросам североиндийской, в частности бенгальской, музыки, написанных на бенгали и англ. яз. Соч. (изданы в Калькутте): Jantra Кhettra deepica, or A treatise on «citara», 1872; Hindu music, 1874; Yantra Кosha, or A treasury of the musical instruments of ancient and modern India…, 1875; Elementary rules for the Hindoo musical notation…, 1875; Hindu music from various authors, 1875, t. 1-2, 1882; 6 principal Ragas, 1876; Short notices of Hindu musical instruments, 1877; A Few specimens of Indian songs, 1879; The 8 principal Ragas of the Hindus, 1880; The 5 principal musicians of the Hindus, or A brief exposition of the essential elements of Hindu music, 1881; The musical scales of the Hindus with remarks on the applicability of harmony to Hindu music, 1884; The 22 musical srutis of the Hindus, 1886; Universal history of music, 1896. |