ТАЛЬБЕРГ (Thalberg) Зигизмунд (8 I 1812, Женева - 27 IV 1871, Позиллипо, близ Неаполя) - австр. пианист. Учился у З. Зехтера (композиция) и И. Гуммеля (фп.) в Вене. С 1830 концертировал в странах Европы, в т. ч. в России (1839). Игра отличалась элегантностью, певучестью тона, искусством legato (к-рое у него высоко ценил Ф. Лист), блестящей техникой (вслед за Пэриш-Альварсом и Ф. Поллини, он до Листа применял некоторые ещё не утвердившиеся в пианизме приёмы - распределение мелодии между большими пальцами обеих рук и др.). Г. Гейне считал Т. одним из 3 величайших пианистов мира (наряду с Ф. Шопеном и Ф. Листом). Известен гл. обр. в связи с т. н. «войной тальбергианцев и листианцев», начавшейся после концертов Т. в Париже в 1836. Статьи Листа «О сочинениях Тальберга» и Ф. Ж. Фетиса «Тальберг и Лист» вызвали споры, особенно разгоревшиеся после выступления Т. и Листа в одном концерте в Париже в 1837. Эти споры привели к эстетич. дискуссии. Она была осн. на противопоставлении возглавляемому Т. салонному, «услаждающему» пианизму (поддерживался Фетисом) нового, драматического, идейно содержательного исполнит. искусства Листа, который одержал историч. победу (его сторонники - Г. Берлиоз, Ф. Шопен, Г. Гейне, А. Н. Серов, В. В. Стасов и др.). Сохранили ценность методич. указания Т. о способах извлечения певучего звука (из предисловия к сб. «Искусство пения, применённое к фортепиано» - «L'art du chant appliquй au piano», 4 серии транскрипций, 1830). T. - автор концерта для фп. с оркестром, «Большой фантазии», сонаты, 15 этюдов, 15 вальсов, 9 ноктюрнов, 9 романсов, 2 каприсов, 35 фантазий (в т. ч. на темы опер «Монтекки и Капулетти» Беллини, «Гугеноты» Мейербера, «Моисей» Россини, «Дон Жуан» Моцарта, «Немая из Портичи» Обера, «Цампа» Герольда) и др. пьес для фп., а также камерно-инстр. ансамблей, романсов. Пользовавшиеся популярностью во 2-й пол. 19 в. фантазии на оперные темы и транскрипции, так же как и оригинальные фп. пьесы и др. соч. Т. салонного характера, утратили своё значение. |