ТАЛИХ (Talich) Вацлав (28 V 1883, Кромержиж - 16 III 1961, Бероун) - чеш. дирижёр и скрипач. Нар. арт. ЧССР (1957). Учился у отца, хормейстера и муз. педагога Яна Т. В 1903 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у О. Шевчика. Был концертмейстером первых скрипок Берлинского филармонич. оркестра (под рук. А. Никиша), позднее - оперного театра в Одессе (1904-05). Здесь дебютировал как дирижёр симф. оркестра (1904). В 1905-06 преподавал игpy на скрипке в муз. уч-ще РМО и играл в квартете (1-я скрипка) в Тбилиси. В 1907-08 дирижёр орк. общества в Праге, в 1908-12 - оркестра. Словенской филармонии, в 1911-12 - также оперного театра в Любляне, в 1912-15 гл. дирижёр оперного театра в Пльзени. Одноврем. (1910-11) совершенствовался в игре на скрипке у X. Зитта, в композиции - у М. Регера и в дирижировании - у А. Никиша в Лейпциге и у дирижёра А. Виньи в Милане. В годы 1-й мировой войны 1914-18 концертировал как скрипач. В 1919-31 и 1934-41 гл. дирижёр оркестра Чеш. филармонии в Праге; в 1931-34 - симф. оркестра в Стокгольме, который под его руководством стал одним из лучших в Европе; в 1928 был избран чл. стокгольмской Корол. академии музыки. Профессор по классу дирижирования в Пражской консерватории (1932-45), Академии музыки (1946-48) и Высшей муз. школе в Братиславе (1949-52). Воспитал мн. впдных чеш. дирижёров (К. Анчерл, З. Фольпрехт, Я. Кромбгольц, И. Крейчи, Л. Словак и др.). Гастролировал во мн. странах Европы, в т. ч. в СССР (в 1930-е гг.), завоевав мировую известность. В 1922 основал хор при Чеш. филармонии. Был одним из инициаторов организации муз. фестивалей «Пражская весна». В 1935-45 гл. дирижёр Нац. театра в Праге, в 1949-52 - оркестра основанной им Слов. филармонии в Братиславе, в 1952-54 снова гл. дирижёр оркестра Чеш. филармонии. Прекратил выступления в 1956, поселился в Бероуне. Своей дирижёрской деятельностью (длилась св. 50 лет) Т. внёс ценный вклад в дело пропаганды чеш. музыки; исполнял также соч. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Г. Малера и др. Т.-дирижёру свойственны теплота и непосредственность чувства, глубина трактовок, артистизм при виртуозной дирижёрской технике. Его исполнение отличалось высокой эмоциональностью, гибкими и свободными темпами. Т. посвятили свои произведения Й. Сук, В. Новак и др. чеш. композиторы. |