ТАЛЛИН - столица Эст. ССР, промышленный и культурный центр. 430 тыс. жит. (1979). Самые ранние дошедшие до нас сведения о муз. жизни Т. (церк. музыка) относятся к 13 в. В 14 в. при церквах создавались школы для будущих священников, где большое внимание уделялось пению. Получили распространение григорианские хоралы (рукописные сборники). Светскую музыку исполняли в основном бродячие музыканты (ряндмуузикуд), часто посещавшие Т. - один из торг. центров Сев. Европы. В 15 в. мн. музыканты объединялись в цехи; в связи с тем что в домах богатых горожан всё чаще устраивались разл. празднества (балы, праздники майского графа и др.), в Т. был осн. т. н. привилегированный статус гор. музыкантов- профессионалов (сохранялся до 1836), мн. из них приглашались из др. городов для участия в театр. постановках, концертах, богослужениях (напр., в капелле Ратуши разрешалось иметь 4-6 музыкантов). В 1710, во время Северной войны (1700-21), Т. был включён в состав Российской империи и стал центром Ревельской (с 1783 - Эстляндской) губ. Стабилизировалась культурная жизнь города. В нач. 18 в. в имениях помещиков создавались крепостные оркестры. В 1784 А. Ф. Коцебу организовал в Т. любительский театр, где ставились пьесы с эст. песнями и танцами (в т. ч. оперетта «Отцовская надежда» Хёршельмана и Коцебу, 1788). В этот период участились гастроли разл. оперных трупп (в 1797 в Т. были показаны оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», а также неск. зингшпилей, в т. ч. «Красная шапочка» Диттерсдорфа). В домах горожан силами любителей проводились вечера камерной музыки. В нач. 19 в. появляются первые хор. коллективы, любительские оркестры, повышается уровень муз. образования. Большое значение для развития нац. муз. культуры Эстонии имело осн. в 1865 в Т. певч. общество «Эстония», которое уже в 1880 провело здесь 3-й всеобщий певческий праздник (1-й и 2-й проходили в Тарту). Активизации муз. жизни города в сер. 19 в. во многом способствовала деятельность композитора, органиста и педагога И. А. Хагена, которому принадлежат и первые муз. учебники на эст. яз. - «Учебник нот» (1841), «Учебник игры на органе» (1861) и др. В кон. 19 в. под упр. композитора и хор. дирижёра К. Тюрнпу в Т. были исполнены «Страсти по Матфею» и месса h-moll И. С. Баха, «Missa Solemnis» Бетховена, «Немецкий реквием» Брамса и Реквием Верди. Особое место в муз. жизни Т. занимает органная музыка. Первые сведения об органах в Т. встречаются в документах 1422; известно, что при пожаре в 1433 погибли все церк. органы города. К сер. 15 в. в домах богатых горожан появились маленькие органы (позитивы), что способствовало распространению бытового музицирования. В некоторых документах 1502 упоминается мастер органов доминиканский монах Петер. В 1588 в церкви Олевисте был установлен орган с 38 регистрами. Большие органы были построены и в церквах Нигулисте (1639) и Пюхавайму (1670). В 17-18 вв. в Т. работал К. Бусбецкий - ученик Д. Букстехуде. С кон. 18 в. на гастроли приезжали известные органисты-виртуозы - Г. Й. Фоглер (1787), И. В. Геслер (1792), И. Ц. Тауггэ (1812) и др. В 19 в. органы (большинство из них построено местными мастерами) были уже во всех церквах Т. и во мн. школах. В нач. 20 в. успешно работала органная фирма А. Теркмана. Издавна таллинские мастера изготавливали фп.; в кон. 18 в. свои инструменты рекламировали И. Гребнер и М. Нейдхард, в 19 в. - X. X. Фалк и Т. Софа, а в нач. 20 в. - фирма Крэман - Олбрей, позже - К. Саар, Э. Хийс и др. В 1906 в Т. при обществе «Эстония» был создан нац. проф. муз. театр (см. Эстонский театр оперы и балета), в труппу которого вошли певцы О. Микк-Крулль, А. Сяллик, X. Эйнер, Б. Хансен, дирижёр Р. Кулль, ставшие основоположниками нац. оперы. В 1907 театр пост. оперетту С. Джонса «Гейша», в 1908 - оперу Ф. Флотова «Алессандро Страделла». Со дня основания театра начал свою деятельность театр. оркестр, который в 1907-10 в составе 40 чел. давал также концерты под упр. О. Хермана. В 1913 оперная, балетная и драм. труппы получили новое театр. здание «Эстония», что явилось значит. событием в муз. жизни города. В конц. зале «Эстония» (с большим органом эст. фирмы «Теркман») регулярно проходили симф. и камерные концерты. В 1910 на 7-м всеобщем певч. празднике впервые были проведены большие концерты симф. и ораториальной музыки, программа которых состояла в основном из произв. эст. композиторов (А. Лемба, А. Капп, Р. Тобиас, М. Хярма). Начиная с сезона 1915/16 в Т. систематически проводились симф. концерты под рук. дирижёра Р. Кулля. В сезоне 1916/17 состоялось 118 концертов, из них 11 симфонических, остальные - т. н. народные (устраивались по воскресеньям, в репертуаре - популярные произв. мировой классики); в сезоне 1919/20 - 62 концерта, из них 28 симфонических. В нач. 20 в. в Т. появляются рабочие хоры и дух. оркестры (в т. ч. обществ «Валвая» и «Пандорин», оркестр рабочих фабрики А. М. Лютера и рабочий хор железнодорожных ф-к); в их репертуар входили и революц. песни («Марсельеза», «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка»). После установления Сов. власти в Т. [26 окт. (8 нояб.) 1917] активизируется деятельность рабочих коллективов, издаются революц. песни, создаётся отделение Всеросс. общества оркестрантов, проводятся массовые концерты-митинги, в т. ч. в нар. доме «Олеви». Активное развитие муз. жизни города было прервано вторжением в Эстонию войск интервентов (февр.-ноябрь 1918) и установлением бурж. республики, что привело к изоляции эст. культуры от России. В период бурж. диктатуры муз. искусство развивалось благодаря усилиям прогрессивных деятелей культуры. В 1919 в Т. было создано Высшее муз. уч-ще (с 1923 - консерватория), первыми педагогами которого были выпускники Петерб. и Моск. консерваторий; в их числе - композитор, органист и хор. дирижёр М. Людиг (первый директор Таллинской консерватории), а также пианист и композитор А. Г. Лемба и комп. А. Й. Капп. В 20-30-е гг. консерваторию окончили такие видные впоследствии музыканты, как композиторы Э. Аав, Э. Арро, Э. Капп, Г. Эрнесакс, органист X. Лепнурм, певцы Т. Куузик, Э. Маазик и др. Основанный в 1921 Союз эст. певцов (Союз эст. певч. хоров) сосредоточил внимание на деятельности хоров и дух. оркестров, под его руководством проводились и очередные певч. праздники в Т. (1923, 1928, 1933, 1938). Любительские хоры в этот период достигли высокого художеств. уровня. С 1924 союз издавал (ежемесячно) муз. журн. «Muusikaleht». В 1923 в Т. открылся Муз. музей (ныне Музей театра и музыки). Конц. жизнью руководил отдел музыки общества «Эстония». В 1924 осн. Эст. акад. общество композиторов, которое занималось пропагандой камерной музыки. Значит. роль играли создаваемые с 1927 объединения рабочей музыки; основанное в 1929 таллинское «Об-во рабочей музыки» («Töölismuusika Selts») устраивало т. н. народные концерты симф. и духовой музыки. В 1930 в Т. был создан эст. «Союз рабочей музыки» («Töölismuusika Liit»), который объединял рабочие муз. коллективы Эстонии. Значит. роль в пропаганде муз. культуры сыграло Таллинское муз. радиовещание (с 1926). На Радио работали симф. оркестр и камерные ансамбли. С 1928 для исполнения крупных симф. произв. оркестр радиовещания объединялся с оркестром театра «Эстония». В этот период оркестром часто дирижировали гастролёры Г. Абендрот, В. Бердяев, А. К. Глазунов, А. Коутс, H. A. Малько, И. Ф. Стравинский и др. В Т. на гастроли приезжали С. С. Прокофьев, Д. Ф. Ойстрах, В. В. Барсова, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. Ведущим эст. композитором и педагогом в Т. был А. Капп, во многом способствовавший развитию муз. жизни в 20-40-е гг. Событием стала пост. в театре «Эстония» в 1928 первой эст. оперы «Викерцы» («Викинги») Э. Аава. Здесь же в кон. 30-х гг. пост. произв. советский композиторов - опера «Тихий Дон» и балет «Красный мак». В Т. состоялась премьера первой эст. сов. оперы «Огни мщения» Э. Каппа (1945). С восстановлением Сов. власти в Эстонии (21 июня 1940) начались реорганизация муз. жизни Т., становление социалистич. муз. культуры города. Создаются Гос. филармония, Союз композиторов Эстонии, Дом нар. творчества; государственными становятся консерватория, театр «Эстония»; начинает издаваться ежемесячный журн. «Театр и музыка». Это интенсивное развитие было прервано Великой Отечеств. войной 1941-45. Эвакуированные в Ярославль мн. эст., в т. ч. таллинские, композиторы и музыканты объединились в «Эстонские гос. художеств. ансамбли» (1942) - были созданы муж. и смешанный хоры, симф. н эстр. оркестры, квинтет духовых инструментов. С 1944 в освобождённом от оккупации Т. определился быстрый подъём муз.-культурной жизни. Возобновляет работу симф. оркестр радио (с 1975 - Гос. симф. оркестр Эст. ССР); на базе муж. хора (осн. в Ярославле) Г. Эрнесакс в 1944 организовал при филармонии первый эст. проф. муж. хор (с 1952 - Гос. акад. муж. хор Эст. ССР). Создаются муз. коллективы - смешанный хор (1945), эстр. оркестр (1946) (ныне коллективы Эст. телевидения и радио). При консерватории по инициативе В. Алумяэ осн. струн. квартет. Очагом оперной и балетной культуры стал Гос. театр Эст. ССР «Эстония». В 1949 от него отделилась драм. труппа; с 1950 - академический. Муз. спектакли ставятся и в Т-ре юного зрителя (осн. в 1965). Центр. конц. организацией Т. является Филармония Эст. ССР, к-рая устраивает симф. и камерные концерты, авторские концерты композиторов, выступления солистов - певцов и инструменталистов, широко популяризирует нац. муз. культуру, обеспечивает в Т. гастроли крупнейших сов. и заруб. мастеров муз. искусства, что во многом способствует оживлению муз. жизни города. Активную конц. деятельность ведут Таллинский камерный оркестр (с 1961), Таллинский камерный хор (с 1962), камерные ансамбли филармонии - 2 струн. квартета, трио, Квинтет дух. инструментов им. Я. Тамма, а также эстр. ансамбль «Лайне» (с 1965). Концерты проходят гл. обр. в конц. зале «Эстония» и зале Ратуши. Мн. муз. коллективы Т. с успехом выступают в разл. городах Эстонии и др. республик Сов. Союза. Большую работу по пропаганде муз. произв. ведут Эст. радио и телевидение (с 1955). Осн. в 1941 Союз композиторов Эстонии на 1 янв. 1978 насчитывал 72 чел., из них 67 - в Т. Центр муз. образования - Таллинская консерватория. В 1944 в Т. осн. Муз. уч-ще (с 1976 - имени Г. Отса), в 1961 - средняя муз. школа; имеются 2 детские муз. школы. В Т. работают Студия грамзаписи и завод компакткассет (с 1971) фирмы «Мелодия», издательство «Ээсти Раамат» и эст. отделение Муз. фонда СССР, Таллинская фп. фабрика (осн. в 1951; её конц. и кабинетные рояли «Эстония» получили междунар. признание). Широкий размах приобрела музыкально- художеств. самодеятельность; создаются многочисл. хоры, эстр. оркестры, вок. ансамбли. Лучшие из них активно участвуют в муз.-конц. жизни города. Особое распространение получила хор. песня. Начиная с 1947 в Т. каждые 5 лет продолжают проводиться всеобщие певч. праздники, в 1969 состоялся юбилейный (в дни праздника устраиваются вечера нар. творчества, на открытых эстрадах ставятся муз. спектакли, оперы). С 1972 в Т. дважды в течение 5 лет проходят всесоюзные фестивали хоров, с 1967 - респ. конкурсы исполнителей (вокалистов и инструменталистов). |